- адекватно действовать, познавая мир (научному методу)
- адекватно действовать, достигая цель и получая результат (системному методу)
Теперь разберемся с понятиями.
Картина мира человека (наиболее общее представление человека о реальности, связанное с его познавательной деятельностью) суть его воображение (о реальности).
Воображение - это процесс моделирования реальности (использующий восприятие - процесс приема и переработки различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершающийся формированием образа).
Адекватное воображение - качество воображения, моделирующее реальность.
Можно представить, что каждый из нас носит на голове ведро, стенки которого являются нашей картиной мира.
Куда бы мы ни пошли - мы повсюду будем смотреть на внутреннюю стенку ведра.
Увидим ли мы на этой стенке бриллиантовый дым или свой путь - зависит от адекватности.
Пока сложно описать точно, как формируется у человека адекватность.
Можно лишь выделить фундаментальную способность, отсутствие развития которой заваливает адекватность:
Чувство “числа” -> способность распознавать количество объектов множества, состоящего из 1-4 элементов -> осознанное умение распознавать количество объектов -> навык количественного сравнения (+ счет, числовая прямая и т.п.)
19.05.2017г.
Весна вошла в свои права, разбросав по траве одуванчики.
В это время дети перестают учиться, напевают песни о том, что им хочется гулять, сдают аттестации и ждут годовых оценок.
Последнее занятие перед каникулами, аттестат с пятерками и переход в третий класс.
Я: - Кто-нибудь в твоем классе знает математику лучше тебя?
Вопрос не праздный и с подвохом (не определены слова "класс", "лучше"). Ребенку остается самому придумать значения слов и ответить в рамках своей интерпретации.Сколько раз я слышала ответы: "никто" или "Ваня (Маша, Петя..)".
И вдруг - ответ, выходящий в надсистему "класса" и "лучше":
К.: - Я думаю, это... учительница.
К. посмотрела на ситуацию, по которой задан вопрос с позиции надсистемы, т.е. учла все составляющие, адекватно оценила ситуацию и дала точный, наиболее полный в заданных условиях, ответ.
"Нужно помогать людям и делать добрые дела"
Я: - Что ты умеешь готовить?
Т.: - Лимонад.
Я: - Задание: тебе нужно напоить семью лимонадом. Что будешь делать?
Т.: - Не знаю.
Я: - Может быть, надо пойти к маме, и сказать ей: "Лимонад прекрасно утоляет жажду!", потом пойти к бабушке и сказать: "Во всех семьях должны пить лимонад!". Потом пойти к папе и сказать: "Лимонад очень полезен детям и взрослым!". Так можно напоить семью лимонадом?
Т.: - Надо подойти к маме и сказать: "Хочешь лимонада?"
Я: - И тогда вся семья будет пить лимонад?
Т.: - Да.
Я: - Я все верно поняла? Ты подходишь к маме, спрашиваешь: "Хочешь лимонада?" - и сразу после этого вся семья будет пить лимонад?
Т.: - Да.
.....
Я: - Вопрос: какие конкретно добрые дела ты рекомендуешь делать людям?
И.: - Добрые. Помогать людям.
Я: - Как именно помогать? Если кто-то ест конфеты, нужно ему помочь. Это и есть доброе дело?
И.: - Нет.
Я: - Какое же тогда дело считается "добрым"?
И.: - Когда помогают людям.
Разговор зациклился. Кроме того, что людям надо "помогать" и надо делать "добрые дела", в этот раз мы дальше никуда не продвинулись.Сама идея того, что "добрые дела" - НЕ агитация, НЕ декларация, а действия, зело мальчикам не понравилась.В этот раз они не могли придумать ни одного примера, совмещающего сформированную у них в картине мира фантазию о "добрых делах" и настоящей жизнью, где кто-то кому-то помогает.
"Желаю незаслуженного счастья"
Шкала счастья
Развернув с детьми шкалу счастья на прямой, идущую от незаслуженного счастья к заслуженому, я попросила детей привести примеры точек на этой шкале:
1. Наиболее близко к "заслуженному" счастью
Человек много-много работал, а потом много-много отдыхал.Вова, 8 лет
Человек много хорошо работал, ему выплатили много денег и премию, и он много отдыхал.Илья, 8 лет
2. Не так близко к "заслуженному" счастью
Человек плохо работал, ему задержали зарплату, а потом выплатили.Вова, 9 лет
Человек работал мало, а потом мало отдыхал.Илья, 8 лет
3. Счастье, "незаслуженное", но не сильно
Двоечник боялся, что папа посмотрит в электронный дневник, а у них отключили интернет.Вова, 9 лет
4. Сильно "незаслуженное" счастье
Двоечник списал у отличницы и начирикал у нее в тетради. Ему поставили 5, а ей 2 за грязь в тетради.Вова, 9 лет
© Братчикова Надежда Владимировна, 2017. Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник.