Комикс – это сильно сказано. Я вижу эту книгу дополнительным учебным пособием к учебнику математики 5 класса.
Вот передо мной такой учебник 5 класса Н.Я.Виленкина.
Давайте посмотрим, как комиксы дополняют изложение материала школьного курса.
Посмотрим на содержание учебника Виленкина:
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_whrUmLMh.jpg)
![Image alt](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_uchOLhSs.jpg)
Содержание книги комиксов:
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_vl1B2O0o.jpg)
Итак, алгебра начинается с повторения арифметики: с операций над числами, числовой прямой, натуральных чисел.
Школьный учебник называется не "алгебра", а "математика", потому что в курс введены начала геометрии: плоскость, прямая, луч, угол.
ИТАК. Начинается алгебра с самого важного: с числовой прямой. Нейробиологи предполагают, что мозг распознаёт каждое число и быстро преобразует его в некоторую внутреннюю величину, игнорируя цифры, отражающие эту величину. Человеческий мозг воспроизводит некоторую мысленную числовую прямую, на которой числа визуализируются как точки: 1 - всегда слева, 2 - справа, затем следуют 3, 4 и т.д. Когда нам нужно решить, какое из двух чисел больше, мы мысленно представляем их на этой прямой и определяем, какое из чисел находится правее. Врожденная числовая прямая дает очень узкие интуитивные представления о числах. На ней представлены лишь положительные целые числа с их количественными отношениями друг к другу, с которыми имели дело наши глубокие предки. Это объясняет, почему у нас нет интуитивных представлений о других числах, которыми оперируют современные математики: отрицательные числа, дроби, иррациональные числа, ...
Небольшие натуральные числа имеют для нас смысл, потому что совпадают с врожденным чувством множественности, которое делает понятным эти числа даже для четырехлетних детей.
Другие понятия, которые и начинает в 5 классе изучать алгебра, находятся за пределами наших естественных представлений, поэтому приходится строить специальные модели, чтобы их понять.
1 глава посвящена числам: натуральным, дробным, отрицательным, иррациональным и завершается задачами на понимание.
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_EQ0Hz1gV.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_PB3hyy54.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_nMy6y9o6.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_cj9j0CZ0.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_dzvFXNPO.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_tMWp5nx1.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_1uBD3Uwe.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_f7mIy25T.jpg)
Раз у нас есть числа, будем проводить с ними операции: сложение, вычитание, умножение, деление. В книге комиксов (главы 2 и 3) эти действия обозначены наглядно и способствуют пониманию школьника.
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_8WD6mSCB.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_y4q4JOxQ.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_GQQ571uV.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_1nw9lU4R.jpg)
Но алгебра - это не только множество чисел.
Вводим переменные:
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_mUAuSHfJ.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_eDrdATdz.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_boxi4mRX.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_GJ3SKACD.jpg)
Ввели переменные? Теперь можно решать уравнения. Сравним теорию учебника с книгой комиксов.
Увы, в учебнике Виленкина школьников не вводят систему координат и не учат рисовать уравнения. Поэтому комикс в даной теме может весьма продвинуть понимание пятиклассника в понимании уравнений.
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_JFp7qux8.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_jCsYJs0S.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_to6K7YcH.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_2XX1ROgt.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_JgvXAq2K.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_KP9EuTuX.jpg)
38. Среднее арифметическое.
40. Проценты. К концу учебного года Виленкин вводит в программу проценты. Процентам отводится семь страниц учебника, и на этих страницах учеников знакомят с понятием "проценты" и учат решать задачи на нахождение процентов.
В комиксах изучение процентов и введение среднего арифметического начинается с бытовой задачи вычисления счета за электричества.
Обратите внимание на начало задачи: "один из арендаторов (назовем его П.)..."
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_uqLgqZ56.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_peZrq6iF.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_6ZeeniZJ.jpg)
Автор комиксов хочет, чтобы читатели, пользуясь полученными знаниями, сами догадались - где же ошибка в рассуждениях "арендатора".
Помочь разобраться призваны 8 страниц (с 166 по 173), которые я опускаю. Привожу ответ:
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_4vbqsLMx.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_6vDO94A4.jpg)
И тут оказывается, что существовало ещё дополнительное условие: этот "арендатор" отличался от иных арендаторов тем, что жил в здании, а остальные только снимали в нем офисы.
В конце книги автор даёт читателю направление, показывает перспективы алгебры. Посмотрите эти несколько страниц, сколько ещё интересного ожидает читателя, желающего подобраться к "сокрытым истинам".
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_lwiUrW7z.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_mhXgbHso.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_Hp6lJ5Bn.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_3PUKx83I.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_v2wN4eX6.jpg)
![Описание изображения](/uploads/s/c/3/n/c3nvlqqwzbxt/img/full_OxAmyMjV.jpg)