Алгебра. Естественная наука в комиксах.
Ларри Гоник 

Комикс – это сильно сказано. Я вижу эту книгу дополнительным учебным пособием к учебнику математики 5 класса. 

Вот передо мной такой учебник 5 класса Н.Я.Виленкина. 

Давайте посмотрим, как комиксы дополняют изложение материала школьного курса. 

Посмотрим на содержание учебника Виленкина:

Описание изображения

Image alt

 

Содержание книги комиксов: 

Описание изображения

Итак, алгебра начинается с повторения арифметики: с операций над числами, числовой прямой, натуральных чисел.

Школьный учебник называется не "алгебра", а "математика", потому что в курс введены начала геометрии: плоскость, прямая, луч, угол. 

ИТАК.  Начинается алгебра с самого важного: с числовой прямой. Нейробиологи предполагают, что мозг распознаёт каждое число и быстро преобразует его в некоторую внутреннюю величину, игнорируя цифры, отражающие эту величину. Человеческий мозг воспроизводит некоторую мысленную числовую прямую, на которой числа визуализируются как точки: 1 - всегда слева, 2 - справа, затем следуют 3, 4 и т.д. Когда нам нужно решить, какое из двух чисел больше, мы мысленно представляем их на этой прямой и определяем, какое из чисел находится правее. Врожденная числовая прямая дает очень узкие интуитивные представления о числах. На ней представлены лишь положительные целые числа с их количественными отношениями друг к другу, с которыми имели дело наши глубокие предки. Это объясняет, почему у нас нет интуитивных представлений о других числах, которыми оперируют современные математики: отрицательные числа, дроби, иррациональные числа, ...

Небольшие натуральные числа имеют для нас смысл, потому что совпадают с врожденным чувством множественности, которое делает понятным эти числа даже для четырехлетних детей.

Другие понятия, которые и начинает в 5 классе изучать алгебра, находятся за пределами наших естественных представлений, поэтому приходится строить специальные модели, чтобы их понять.

1 глава посвящена числам: натуральным, дробным, отрицательным, иррациональным и завершается задачами на понимание.

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Раз у нас есть числа, будем проводить с ними операции: сложение, вычитание, умножение, деление. В книге комиксов (главы 2 и 3) эти действия обозначены наглядно и способствуют пониманию школьника.

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Но алгебра - это не только множество чисел.

Вводим переменные: 

Описание изображения

Описание изображения

 

Описание изображения

Описание изображения

Ввели переменные? Теперь можно решать уравнения. Сравним теорию учебника с книгой комиксов.

Увы,  в учебнике Виленкина школьников не вводят систему координат и не учат рисовать уравнения. Поэтому комикс в даной теме может весьма продвинуть понимание пятиклассника в понимании уравнений.

Описание изображения

Описание изображения

 

Описание изображения

Описание изображения

 

Описание изображения

Описание изображения

38. Среднее арифметическое. 

40. Проценты. К концу учебного года Виленкин вводит в программу проценты. Процентам отводится семь страниц учебника, и на этих страницах учеников знакомят с понятием "проценты" и учат решать задачи на нахождение процентов.

В комиксах изучение процентов и введение среднего арифметического начинается с бытовой задачи вычисления счета за электричества.

 

Обратите внимание на начало задачи: ­­"один из арендаторов (назовем его П.)..."

Описание изображения

Описание изображения

Описание изображения

Автор комиксов хочет, чтобы читатели, пользуясь полученными знаниями, сами догадались - где же ошибка в рассуждениях "арендатора".

Помочь разобраться призваны 8 страниц (с 166 по 173), которые я опускаю. Привожу ответ:  

Описание изображения

Описание изображения

И тут оказывается, что существовало ещё дополнительное условие: этот "арендатор" отличался от иных арендаторов тем, что жил в здании, а остальные только снимали в нем офисы.

В конце книги  автор даёт читателю направление, показывает перспективы алгебры. Посмотрите эти несколько страниц, сколько ещё интересного ожидает читателя, желающего подобраться к "сокрытым истинам".

Описание изображения

Описание изображения

 

Описание изображения

Описание изображения

 

Описание изображения

Описание изображения