Сравнение школы с промышленным производством по Кену Робинсону
"В современных развитых странах считается само собой разумеющимся, что дети идут в школу примерно в пятилетнем возрасте и после двенадцати лет учебы получают обязательное среднее образование. Посещение школы кажется нам таким же естественным процессом, как и то, что автомобиль должен двигаться по правой (ну, или по левой) стороне дороги. А между тем, системы массового образования – явление относительно новое. В основном они возникли в середине XIX века как часть промышленной революции, начавшей набирать в Европе силу почти за сто лет до этого.
Цель любого промышленного производства – выпускать идентичные версии одного и того же продукта. Изделия, не отвечающие требованию идентичности, как правило, выбрасываются или направляются на переработку.
Системы массового образования тоже изначально разрабатывались для неких шаблонных учащихся, удовлетворяющих конкретным требованиям. Именно поэтому многие дети не вписываются в такие системы и в итоге ими отторгаются.
Как я уже сказал, процессы промышленного производства требуют соответствия выпускаемой продукции определенным правилам и стандартам.
Этот принцип до сих пор применяется и в государственном образовании. Движение за стандартизацию тоже базируется на соблюдении установленных норм при разработке учебных программ, в преподавании и оценке знаний.
Промышленные процессы носят линейный характер. Сырье преобразуется в товар в результате прохождения через конкретную последовательность технологических стадий, где тестирование служит своеобразным пропуском при переходе от стадии к стадии.
Массовое образование также представляет собой ряд этапов – от начальной до средней школы и далее к высшей. Учащиеся, как правило, проходят через систему группами, состав которых обусловлен исключительно датой рождения. Хотя системы разных стран могут отличаться, в большинстве из них периодическое тестирование позволяет определить дальнейшие перспективы для каждого ребенка.
Промышленное производство неразрывно связано с рыночным спросом. Если последний растет или падает, производители соответствующим образом корректируют объемы выпуска продукции.
Наши школы, и особенно вузы, подобно типичной фабрике, организованы по принципу разделения труда. В средних школах учебный день, как правило, разбит на одинаковые временные отрезки – уроки. По звуковому сигналу (звонок или колокол) задача детей меняется (часто с переходом в другое помещение), и они начинают заниматься чем-то совершенно иным. Учителя специализируются на конкретных предметах и в течение дня переходят из класса в класс.
Эти принципы неплохо работают при производстве продуктов, но следует признать, что их применение для обучения людей приводит к массе проблем.
Для трансформации любой ситуации необходимы три составляющие:
критика текущего положения дел,
видение того, каким оно должно быть,
теория изменений – как именно будет осуществляться переход от одного состояния к другому.
Образование правильнее всего рассматривать не как промышленную, а как органическую систему. А если точнее, то как «сложную, адаптивную систему»."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Основные цели образования по Кену Робинсону
"Экономическая цель
Образование должно обеспечить учащемуся возможность стать экономически ответственным и независимым. Базирующийся в США консорциум Partnership for 21st Century Skills, объединяющий девятнадцать государств и тридцать три корпоративных партнера, ратует за всеобъемлющий подход к учебным программам и за обучение, включающее в себя следующие категории [См. сайт организации Partnership for 21st Century Skill, http://www.p21.org]:
Междисциплинарные темы
• глобальная осведомленность;
• финансовая, экономическая, деловая и предпринимательская грамотность;
• гражданская грамотность;
• медицинская грамотность;
• экологическая грамотность.
Навыки для обучения
• креативность и новаторство;
• критическое мышление и решение проблем;
• общение и сотрудничество.
Навыки для жизни и карьерного роста
• гибкость и адаптивность;
• инициативность и саморегуляция;
• социальные и кросс-культурные навыки;
• продуктивность и подотчетность;
• лидерство и ответственность.
Культурная цель
Образование должно дать учащемуся возможность понять и по достоинству оценить свою культуру и привить уважение к многообразию других культур.
Социальная цель
Образование должно воспитать в лице учащегося активного и сострадательного гражданина общества.
Личная цель
Образование должно предоставить учащемуся возможность взаимодействовать как со своим внутренним, так и с окружающим миром."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Роль учителя по Кену Робинсону
"Основная цель образования – помочь школьникам учиться.
• На самом фундаментальном уровне образование должно сфокусироваться на создании условий, при которых учащиеся будут хотеть и иметь возможность учиться. Все остальное должно строиться на этой основе.
• Далее, задача учителей – облегчить ученикам процесс усвоения материала."
"Играя различные роли, учителя решают три ключевые задачи:
• Вдохновение: вдохновляют учеников собственной страстью к своему предмету; стимулируют их добиваться максимальных успехов в пределах своих возможностей.
• Уверенность: помогают учащимся приобретать навыки и знания, позволяющие почувствовать уверенность в себе, стать независимыми людьми, которые будут и впредь продолжать развивать свои таланты и накапливать знания и опыт.
• Креативность: предоставляют ученикам возможность экспериментировать, проводить расследования , задавать вопросы и развивать навыки и способность к нестандартному мышлению."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Работа в школе (пропозициональные и процедурные знания) по Кену Робинсону
"Во-первых, это акцент на том, что в философии называется пропозициональными знаниями, то есть на реальных фактах – скажем, что Декларация независимости была подписана в 1776 году.
Во-вторых – на теоретическом анализе концепций, процедур, предпосылок и гипотез, например: природа демократии и свободы, законы движения, структура сонетов.
Третий элемент проистекает из первых двух. Это упор на аналитические исследования, то есть предполагающие в основном чтение, письмо и математические вычисления, а не технические, практические и прикладные виды деятельности, требующие ловкости, физических навыков, хорошей координации и умения использовать различные инструменты.
Пропозициональные знания иногда называют знаниями что; в противоположность процедурным знаниям, или знаниям как.
Процедурные знания – это то, что мы используем при создании реальных вещей и выполнении практической работы. Человек может изучать историю искусств, совершенно не зная, как пишутся картины, и теорию музыки, не умея играть на музыкальном инструменте.
Но для создания реального художественного или музыкального произведения (чтобы теоретикам и академикам было что изучать) надо знать не только что, но и как."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Качества учебной программы по Кену Робинсону
• разнообразие: она должна быть всеобъемлющей и охватывать общие темы, понимания которых мы ждем от всех учащихся, и при этом обеспечивать надлежащие возможности для выявления сильных сторон и интересов каждого отдельного ребенка;
• глубина: она должна гарантировать возможность выбора, чтобы ученики по мере роста могли развивать свои таланты и интересы до желаемой степени углубленности;
• динамичность: ее следует составить так, чтобы она способствовала сотрудничеству и взаимодействию между учащимися разных возрастов и учителями разных специальностей. Она должна связывать школьников с более широким местным сообществом и по ходу дела развиваться и эволюционировать.
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Причины, влияющие на успеваемость учащихся
"Профессор педагогики из Оклендского университета в Новой Зеландии Джон Хэтти сравнил исследования причин, влияющих на успеваемость учащихся, проведенные в самых разных странах мира, и составил список из 140 пунктов. [John Hattie, Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-analyses Relating to Achievement, London: Routledge, 2009 г.]
Возглавили его ожидания учеников в отношении самих себя.
Одним из самых важных факторов также являются ожидания учителей.
[Алистер Смит – консультант по вопросам образования, который сотрудничал с учителями всего мира. В своей книге High Performers: The Secrets of Successful Schools он пишет: «Учащиеся с наилучшими учителями в наилучших школах выучивают за год как минимум в три раза больше, чем школьники, которых в наихудших школах учат наихудшие учителя. Очевидно, что инвестиции в профессионализм учителей и качество преподавания просто обязательны», Alistair Smith, High Performers: The Secrets of Successful Schools, Carmarthen, Wales: Crown House Pub, 2011 г.]"
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Творческое преподавание по Кену Робинсону
"В 1997 году я обратился к правительству Великобритании с предложением создать национальную комиссию для консультирования по вопросам развития творчества в системе школьного образования, то есть среди учащихся в возрасте от пяти до восемнадцати лет. На ученых, художников, преподавателей и бизнес-лидеров, которые в нее вошли, возлагалась миссия объяснить природу творчества и продемонстрировать его огромную важность в образовании. В отчете нашей группы «Все наше будущее: креативность, культура и образование», адресованном людям, работающим на всех уровнях образовательной системы, от школ до правительственных организаций, изложены подробные практические рекомендации.
Бытует мнение, что творчеству невозможно дать определение. Позволю себе не согласиться и в доказательство приведу свое определение, основанное на работе вышеупомянутой группы: творчество – это процесс генерирования оригинальных идей, имеющих ценность.
Говоря о творчестве, нужно непременно помнить еще о двух концепциях – воображении и новаторстве. Воображение – фундамент творчества. Это способность создавать в голове то, что не распознается органами чувств. Творчество – это процесс, в результате которого плоды нашего воображения начинают работать; по сути, это воображение в прикладном виде. А новаторство помогает воплощать новые идеи в жизнь.
О творчестве ходят разные мифы.
Во-первых, что это удел избранных;
во-вторых, что оно имеет отношение исключительно к искусству;
в-третьих, что ему невозможно обучить;
и, наконец, в-четвертых, что это результат ничем не сдерживаемого «самовыражения».
Ни один из них не соответствует истине.
Творчество – это умение неординарно мыслить. Это не значит, что идея обязательно должна быть прорывной для всего человечества – хотя это, конечно, отличный бонус, – но она обязательно должна быть инновационной для того, кто ее предложил. Творчество также предполагает критический подход к тому, над чем ты работаешь, будь то теорема, дизайн автомобиля или стихотворение. Творческая работа часто проходит ряд типичных фаз. Иногда конечный вариант абсолютно не соответствует тому, что ты представлял себе изначально. Это динамический процесс, зачастую включающий в себя создание новых соединений, пересечение разных сфер деятельности и использование всевозможных метафор и аналогий.
Быть творческим человеком вовсе не значит постоянно генерировать ошеломляющие идеи и давать полную свободу воображению. Кроме этого, творчество предполагает доработку, тестирование и постоянный фокус на том, чем ты занимаешься. Творчество – это когда человек оригинально мыслит и при этом критически оценивает, принимает ли то, что он делает, нужные очертания и насколько это целесообразно хотя бы для него самого.
Творчество не стоит рассматривать как антипод дисциплины и контроля. Напротив, в любой сфере деятельности оно зачастую требует довольно глубоких фактических знаний и практических навыков высокого уровня. Развитие креативности в учениках – одна из самых трудных и интересных задач для любого учителя. А чтобы ее решить, необходимо понимать реальную динамику творческой деятельности.
[Бывший министр образования Великобритании Майкл Гоув считает, что дети сперва должны освоить необходимые навыки и только потом начинать заниматься творчеством. Он утверждает, что при изучении английского языка «творчество требует освоения определенных навыков и приобретения набора конкретных знаний, прежде чем человек научится выражать свои мысли и чувства… Вы не можете стать творческим человеком до тех пор, пока не поймете, как строятся предложения, что означает то или иное слово, как применяются правила грамматики». То же и в математике, продолжает Гоув, «пока ребенок не приобщился к нужному объему знаний, пока не научился уверенно считать, умножать, делить в столбик и пока эти процессы не отточены до автоматизма, он не может использовать математику творчески… и совершать открытия, которые способны изменить нашу жизнь к лучшему». Даже если ты музыкально одаренный человек, по мнению Гоува, «ты должен прежде всего освоить нотную грамоту, создать фундамент, на котором будет процветать твоя креативность». Все это звучит на первый взгляд вполне логично, но, как в случае со многими аналогичными идеями, это неправда или в лучшем случае полуправда.]
Творчество – это не линейный процесс; чтобы приступить к творческой работе, вам вовсе не обязательно накапливать требуемые для этого навыки и знания. Конечно, творческая деятельность в любой сфере предполагает постоянное повышение уровня мастерства в использовании соответствующих навыков. Но вы не обязаны доводить их до совершенства прежде, чем начнете творить. Излишний фокус на знаниях и умениях способен убить интерес к любому занятию. Многие люди всю жизнь ненавидят математику, потому что в школе им пришлось решать бесконечное множество скучных задач, которые просто не могли вдохновить их магией чисел. А другие на протяжении долгих лет долбили гаммы, чтобы после экзамена решительно и навсегда забросить музыкальный инструмент.
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Принципы образования по Кену Робинсону
"1. Любознательность – способность задавать правильные вопросы и исследовать, как устроен мир
2. Развитие творческих способностей детей
3. Критичность – способность анализировать информацию и идеи, формулировать обоснованные аргументы и выносить суждения
Умение четко мыслить, логически анализировать аргументы и беспристрастно взвешивать представленные доказательства – один из отличительных признаков человеческого интеллекта. Из всех уроков, которым нас учит история, этот, судя по всему, самый сложный в плане практического применения.
Критическое мышление не ограничивается формальной логикой. Оно предполагает интерпретацию намерений, понимание контекста, постижение скрытых ценностей и чувств, выявление мотивов, обнаружение предвзятостей и формулировку лаконичных выводов в наиболее подходящих формах. Для развития всех этих навыков требуются постоянная практика и наставничество более опытного человека.
Критическое мышление всегда было чрезвычайно важным для человеческого процветания, и со временем значимость этой компетенции только усиливается. Сегодня каждый из нас подвергается настоящей бомбардировке информацией, мнениями, идеями и попытками привлечь наше внимание. Достаточно вспомнить интернет – самый всеобъемлющий источник данных, когда-либо созданный человеком, масштабы которого растут в геометрической прогрессии, равно как и риск беспорядка и путаницы.
Без сомнения, цифровая революция обеспечила молодое поколение огромными преимуществами в плане образования. В то же время для человека никогда прежде не было так важно умение отделять факты от мнений, смысл от бессмыслицы, истину от обмана. Четкое критическое мышление должно стать центральным элементом каждой школьной дисциплины, а также культивироваться и вне стен учебного заведения.
4. Коммуникативность – способность четко и уверенно выражать мысли и чувства разными средствами и в разных формах
Обучение чтению, письму и счету всегда считалось главным императивом массового образования и, конечно же, должно оставаться таковым и впредь. Но не менее важно развивать в учениках способность ясно и уверенно выражать свои мысли – этот навык иногда называют «владение устной речью».
5. Коллективизм – умение конструктивно работать с другими людьми
Увлеченность школьников совместной работой позволяет резко повысить их самооценку, пробудить любознательность, расширить творческий потенциал, улучшить успеваемость и подтолкнуть к социальному поведению позитивного характера. [См., например, William Damon, Peer Education: The Untapped Potential, Journal of Applied Developmental Psychology, Vol. 5, Issue 4, октябрь – декабрь 1984 г., pp. 331–343.] В процессе групповой деятельности дети учатся договариваться между собой относительно решения проблем и достижения общих целей, использовать сильные стороны и компенсировать недостатки друг друга, обмениваться идеями и развивать их. Они учатся вести переговоры, сглаживать конфликты и вырабатывать согласованные решения.Только совместная работа поможет школьникам постичь и признать фундаментальную истину максимы американской писательницы Хелен Келлер: «В одиночку мы можем так ничтожно мало. Вместе же способны свернуть горы».
6. Сострадательность – способность сопереживать другим людям и поступать соответственно
Сострадание всегда больше чем эмпатия; это наглядное проявление «золотого правила»: всегда относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. По сути, можно сказать, что сострадание – это практическое проявление сопереживания.
7. Самообладание – способность наладить контакт со своим внутренним миром и достичь душевного равновесия
Как я уже не раз говорил, мы все живем в двух мирах: в своем внутреннем и том, который нас окружает. Традиционная учебная программа наполнена миром внешним и практически не помогает школьникам понять мир внутри себя. А между тем то, как мы будем действовать в окружающем мире, чрезвычайно сильно зависит от того, как мы видим и воспринимаем самих себя. Как однажды сказала писательница Анаис Нин: «Я вижу мир не таким, какой он есть, а таким, какова я сама».
8. Гражданственность – умение конструктивно взаимодействовать с обществом и участвовать в процессах, обеспечивающих его существование
Любое демократическое общество нуждается в информированных гражданах, активно участвующих в его процветании и управлении им. Для этого чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, оканчивая школу, знали, по каким законам живет общество и, в частности, как работают и влияют на их жизнь юридические, экономические и политические системы."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016
Интерес к музыке по Нилу Джонстону
"Интерес к музыке с появлением GarageBand в iPad необходимость во всем этом отпадала. Несколько касаний пальцем – и планшет и приложение без труда превращали школьников в гитаристов, барабанщиков, саксофонистов и других музыкантов.«Прелесть работы с iPad в том, что он полностью устраняет какие-либо барьеры. С его помощью мы можем взять группу детей, не играющих ни на каком музыкальном инструменте, и развивать у них навыки слушания, необходимые любому музыкальному коллективу. Для этого не обязательно знать нотную грамоту. Если установить звукоряд на iPad, для занятий музыкой будет достаточно самых простых навыков использования мобильных приложений. Тут особых способностей не требуется. Но при этом можно давать детям довольно сложные задания».
Нил признает, что, работая с детьми на базе однодневных семинаров, он имеет определенные преимущества перед учителями, которые взаимодействуют с учениками изо дня в день. Это немного похоже на встречу разведенного папы со своим с ребенком в выходные, когда он заваливает его игрушками и угощениями.
«Поскольку у нас нет педагогического образования, мы, видимо, преподаем несколько иначе, чем профессиональные учителя. Мы бросаем детям вызов. Например, даем сорок минут на то, чтобы придумать музыку для телевизионной рекламы». Семинары Нила Джонстона носят практический характер – он показывает детям, как играть любимые песни, писать музыку к рекламным роликам и сочинять свои произведения, благодаря чему пробуждает в школьниках интерес к музыке."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016