ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #78:
2 класс. Ноябрь, начало второй четверти
Автор проекта: Надежда Братчикова. 21.11.2025

Наступил очередной ноябрь. Началась вторая четверть. Каждый год в ноябре в математический клуб ЛИСА звонят мамы второклассников. Запрос: творческие занятия для второклассников.
В чем причина? Почему ноябрь, почему вторая четверть, почему второй класс?
Отвечаю в общем, это ответ на частотный усредненный запрос по обращениям родителей второклассников в этом году:
1. В 1 классе обычной школы отметки детям не ставят (дети за работу получают наклейки или печати со зверюшками).
Нет отметок, и родители, которые работают часто не на одной работе, НЕ контролируют процесс обучения.
Почему не ставят? Поэтому:
СанПиН 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»)
«10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий».
Источник: https://podsch.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/postanovlenie_glavnogo_sanitarnogo_vracha.pdf
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе...»:
«В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)».
Источник: https://miramirov.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Novosti/Docs/30032024/Pismo_Minobrazovaniya_RF_ot_25.09.2000_N_2021_11-13_Ob_or.pdf
2. Ребенок заканчивает первый класс без оценок, переходит во второй класс. И в октябре, перед концом второй четверти второго класса, родители с удивлением обнаруживают у него в дневнике оценки по математике «3» и «2». Проходят каникулы, родители внимательно смотрят за успехами ребенка по математике и обнаруживают, что ребенок «не понимает», и в начале второй четверти у него по математике всё ещё «3» и «2».
В этот момент родители начинают думать: как помочь детям?
Что не усвоил ребенок в 1 классе? Вот это:
Программные требования по математике к концу учебного года . Школа России. Ученик должен:
- знать порядок чисел от 1 до 20, уметь их читать, записывать и сравнивать;
- знать состав чисел 1–10, уметь решать примеры на сложение и вычитание;
- знать, как образуются числа второго десятка, уметь их называть, обозначать и сравнивать;
- знать разрядный состав чисел (сколько в числе десятков и сколько единиц);
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20;
- знать, как называются числа при сложении (слагаемое, слагаемое, сумма) и при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
- знать смысл действий: «на … больше», «на … меньше», «уменьши на …», «увеличить на …»;
- уметь решать задачи на части\целое и на сравнение, в одно и два действия;
- уметь измерять отрезки в сантиметрах и чертить их в тетради, сравнивать;
- знать единицы измерения: килограмм (единица измерения массы), литр (единица измерения объёма жидкости), сантиметр, дециметр (единицы измерения длины);
- знать геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, отрезок, прямая линия, кривая линия, луч, ломаная линия.
А ещё во втором классе появляется таблица умножения! Ребенок не умеет складывать числа через десяток, а тут умножение.
3. Что необходимо делать? Заново прорешать первый класс.
Необходимо научить детей тому, что они пропустили и довести их до уровня, когда они успешно вольются с новообретенными понятыми прорешенными знаниями в текущую программу второго класса.
Если родители спохватились во втором классе, догонять всего один класс. Вот если родители спохватились в седьмом классе, или даже в пятом, то задача посложнее.
Но есть риски: если формально «заново проходить» курс первого класса, это может привести к утрате ребенком учебной мотивации - мы это уже проходили, скучно.
Поэтому, если во втором классе ребенок отстает по математике, нужен смешанный подход:
1. Диагностировать конкретные затруднения (устный счёт, понимание задач, пространственное мышление и др.).
2. Встроить коррекцию в игровой, исследовательский формат (если это возможно).
3. Не отрываясь от программы 2 класса, возвращаться к учебным темам 1 класса.
Мотивация поддерживается через успех и эмоциональное подкрепление.
4. Во втором классе у большинства детей появляется новая задача - освоить таблицу умножения. Именно на этом этапе часто проявляются пробелы, оставшиеся с первого класса: неуверенность в устном счёте, недостаточно сформированное понимание числовых отношений.
Изучить таблицу умножения можно легко и без стресса, если подойти к этому процессу последовательно. Вот несколько эффективных способов, которые помогут ребёнку освоить умножение, а родителям - понять, в чём проблема изучения таблицы умножения (а проблемы вовсе нет): ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #71: Как «выучить» таблицу умножения
Одна из неочевидных подсказок: развесьте таблицы умножения повсюду.