ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #79:
Математический путь длиной пять лет: 5 лет - 4 класс
Автор проекта: Надежда Братчикова. 01.12.2025
4 октября 2020 - 1 декабря 2025

Оглядываться назад интересно и познавательно.
Собирая эту подборку, я обнаружила, сколько фотографий занятного игрового материала собрано у группы дошкольников, и, чем дальше, тем меньше и меньше занимательного: проверочные, проверочные, домашние задания.
Был такой анекдот: "Ректор университета просмотрел смету, которую ему принес декан физфака, и, вздохнув, сказал: "Почему физики всегда требуют такое дорогое оборудование? Вот например математики просят лишь деньги на бумагу, карандаши и ластики." И, подумав, добавил: "А философы, те еще лучше. Им даже ластики не нужны."
Так и в математическом клубе ЛИСА: в 5 лет так много всего красивого, а в 4 классе - учебники, тетради, ручки. Ну, вы сейчас и сами всё увидите на примере одной группы. Дети сейчас участся в школе в 4 классе, идет вторая четверть. Они уже заканчивают первую половину учебника 5 класса. Пока я знакомлюсь с пятиклассниками, которые не умеют решать уравнения и уверены, что правильно говорить "знаменИтель", а не знаменатель, дети из группы, хронология занятий которой весьма занимательна, бодро опережают школьную программу.
Первый год занятий. 5 лет

4 октября 2020: Начинаем формировать привычки. Привычки формируются легко и быстро - переучиваются потом долго и тяжело. Какие привычки необходимы для изучения математики? Правильно держать карандаш. Правильно писать цифры. Делать домашние задания (привычка спрашивать: "что мне задали по математике?" родители следят, а дети привыкают, что по математике задано всегда).
Если я года через два спрошу детей: "Почему не выполнено домашнее задание", ответ должен быть НЕ "мама не говорила", "а разве что-то задавали?", "у меня не было времени", а "я знал, что у меня есть домашнее задание, но не выполнил его сознательно по (...) причинам".

Первый год занятий сложный. Дети делают ошибки - и исправляют ошибки. Привыкают исправлять ошибки. И ещё мы играем, чтобы взбодриться.

Домашние задания. Сразу становится сложно. Вот пример домашнего задания, выполненного дома (ребенок утверждал, что мама видела выполненное задание):

Дети учатся держать карандаш, писать цифры, выполнять арифметические действия. Мы играем в математические игры. Дети пишут проверочные. Видите белый лист? Ребенок не смог ничего написать, сдал чистый лист.

Вот еще одна проверочная.

Весь первый год, пока детям пять дет, мы продолжаем писать цифры (запомнить сложно), решать примеры, рисовать, играть. Читать книги.

Мы учимся складывать, вычитать, сравнивать. Привыкаем: 1) доделывать, 2) если нужно - переделывать и 2) показывать результат.

Наступает май 2021 года. Последние проверочные - и каникулы.

Результат первого года в математическом клубе ЛИСА (детям 5 лет): сложение и вычитание с переходом через десяток.
Второй год занятий. 6 лет

4 октября 2021: Начинаем с проверочной. Что дети помнят с прошлого года? Этот год - год десятков, год первой сотни.

Открываем учебник 1 класса

Завод, робот, волшебная фабрика конфет

Проверочные

А вот и май 2022 года. Уходим на каникулы. В сентябре дети пойдут в 1 класс.

Результат второго года в математическом клубе ЛИСА (детям 6 лет): а) сложение и вычитание с переходом через десяток однозначного и двузначного числа в пределах 100, б) уверенное решение задач на части/целое и на сравнение.
Третий год занятий. 1 класс

2 октября 2021: Продолжаем решать учебник 1 класса

3 декабря 2021: итоговая контрольная за 1 класс и мы переходим во 2 класс.
Выполнение дз. Две тетради рядом.

Май 2022 г. продолжаем решать учебник 2 класса

Май 2022 г. Счастье перед каникулами ))

Результат второго года в математическом клубе ЛИСА (дети закончили 1 класс): а) усвоено сложение и вычитание в столбик, б) полностью освоена таблица умножения, б) решаются задачи на площади
Четвертый год занятий. 2 класс

10 сентября 2023: Продолжаем решать учебник 2 класса. И, кстати, что такое "красота"?

Кто-то делает дз, кто-то нет.

Осень 2023 года. Осень без желтых дерев

Мы начали решать учебник 3 класса. И закончили решать учебник 3 класса.

Мы начали решать учебник 4 класса.

Результат второго года в математическом клубе ЛИСА (дети закончили 2 класс): а) усвоено умножение в столбик, деление уголком и с остатком, на круглые числа, б) дети познакомились с множествами (элементарная основа теории множеств), в) решают уравнения (метод весов), г) решают задачи на скорость и работу, д) решают неравенства, е) познакомились с дробями.
Пятый год занятий. 3 класс

10 сентября 2024: Продолжаем решать учебник 4 класса. Как нарисовать школу, чтобы было понятно, что это - "школа"?

Мы закончили решать учебник 4 класса, написали итоговую контрольную за 4 класс. И нарисовали формулу весны.

Мы начали решать учебник 5 класса.

Результат второго года в математическом клубе ЛИСА (дети закончили 3 класс): а) решение задач с дробями, б) сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, правильные/неправильные дроби, смешанные числа, в) задачи на скорость (сближение/удаление, встречное движение, вдогонку, в противоположных направляниях, с отставанием), г) знакомство с координатной плоскостью и диаграммами, д) математиеский язык, перевод задач на математический язык, математические модели решения задач.
Шестой год занятий. 4 класс

10 сентября 2025: Продолжаем решать учебник 5 класса

01.12.2025. Дети учатся в школе в 4 классе.
Мы решаем учебник 5 класса и уже научились:
  • Переводить условия задач на математический язык
  • Работать с математическими моделями
  • Отличать общие высказывания от частных, доказывать и опровергать общие и частные высказывания
  • Отличать делители от кратных, простые числа от составных
  • Разобрали основные свойства делимости натуральных чисел (детимость сумму/разности и произведения), признаки делимости натуральных чисел (на 10, 2, 5, 3, 9).
  • Научились раскладывать числа на простые множители, находить НОД и НОК
Вся информация о грядущих и будущих проектах математического клуба ЛИСА - в группе VK: https://vk.com/math_life