Online-проект «Фотографии в лужах»
В математическом клубе ЛИСА с 2017 года идет проект «Фотографии в лужах». Дети выполняют еженедельные домашние задания, постоянно сами оценивают результаты участников проекта и принимают оценки своих работ.
Каждый год, в конце мая, участники клуба сдают зачет в Петропавловской крепости. У них есть список приемов, которые они изучили за прошедший год. Подсматривая в него, они делают множество фотографий. А потом приезжают домой и пишут эссе о прошедшем дне. В 2021 году в зачете участвовали 11 детей. Оценивали работы редакторы издательства LIVREZON.
Дайте ребёнку фотоаппарат - и ребёнок принесёт Вам МНОГО фотографий. Однако для того, чтобы ребенок научился фотографировать, необходимо, но НЕдостаточно решать МНОГО задач. Нужно еще уметь видеть задачу в целом; научиться видеть фотографию как объект построения, конструирования, исследования.
Автор методики, руководитель математического клуба ЛИСА: Надежда Владимировна Братчикова

Книга-методика: Н.В. Братчикова "Фотографии в лужах: как научить ребенка композиционному построению в городских условиях?" Как научить ребенка композиционному построению в городских условиях? Как сделать фотографию выразительной? Как подчеркнуть уникальность городской композиции? И как - просто в качестве бонуса - научить этому своего ребенка?
Таланты и способности Вашего ребёнка многомерны, поэтому сложно спроецировать их на реальный мир.
Геометрия - это не только площадь треугольника или длина окружности. Это ещё и знание о том как найти верный путь в пространстве жизни.
Геометрическое восприятие пространства нужно развивать на задачах, задействующих геометрическое воображение, развивающих абстрактное мышление и имеющих прикладную направленность.
Книга информативная, но при этом довольно простая в своем понимании как для родителей, так и для детей, позволит по-новому посмотреть на городское пространство и на ваши отношения с ребенком.
#ФотографииВЛужах #ГеометрияБудущего

Книги Надежды Владимировны Братчиковой

2021 г. Зачет в Петропавловской крепости.
Онлайн-проект «Фотографии в лужах»
2021 год. С начала проекта прошло 5 лет. В этом учебном году участники проекта несколько месяцев вели планирование (каждый день - серия фоторафий для соцсетей) и обнаружили, что это не так легко.
Проанализировав свою работу, дети обнаружили сюжеты, которые привлекают внимание: 
  • фотографии с занятий математического клуба ЛИСА;
  • фотографии + истории путешествий (по Санкт-Петербургу или по Ленинградской области);
  • композиции с легофигурками;
  • фотографии крупно изображенных животных.
Оказалось, что им не интересны:
  • фотографии плохого качества, без композиционного построения и фона;
  • фотографии без контрастов и ярких красок;
  • истории, которые не соответствуют фотографиям;
  • скучные фотографии, без деталей.
Мы много раз говорили с детьми, что размытые фотографии лучше переснять, но дети продолжали присылать нечеткие фотографии. Когда дети стали анализировать свои результаты, каждый (!) из участников обнаружил, что нерезкие фотографии не интересны, внимания не привлекают — их не «лайкают».
Также дети предложили способы улучшить свои фотографии: в скучные фотографии нужно добавить яркие аксессуары, сериям фотографий не хватает разных точек съёмки, фон можно сделать ярким, должно быть много цветов в фотографии, животные и игрушки интереснее природы и улиц, необходимо отслеживать фокусировку, свет, контрасты, подходить ближе, и т.п.
И по своим текстам у детей были замечания: они писали о том, что им нравится и что произошло, но редко делали выводы. Истории были короткие, скучные, без приключений, без интересных и забавных ситуаций — их не «лайкают».

Каждый год в конце мая у нас зачет в Петропавловской крепости

Только в 2020 году не было зачета: по городу ездили машины с сиренами и громкоговорителями, они предупреждали: «Оставайтесь дома». Но и тогда дети не сидели сложа руки. Они собирали приметы времени (антологию самоизоляции), ждали солнце, делали лайтбоксы и отражатели, фотографировали книги, рассматривали семейные фотоальбомы, собирали истории семьи и многое другое.
При входе в Петропавловскую крепость под Иоанновским мостом на пеньке стоит заяц. В этом году его отреставрировали и покрасили в серебристый цвет — он блестит на солнце. Хорошо запастись мелочью, чтобы дать детям возможность покидать мелочь в зайца и постараться, чтобы монетка не упала в Неву, а осталась на пеньке. Городские легенды гласят, что если загадать желание и точно бросить монетку, то желание сбудется :) 
Обычно мы собираемся на мосту. Дети показывают список приёмов, в который будут подглядывать на прогулке, и расходятся, вместе с родителями, по территории Петропавловской крепости. За час-полтора дети успевают нагуляться, нафотографироваться, и устать неимоверно.
В Петропавловской крепости в полдень стреляет пушка. Дети закрывают уши ладонями, но всё равно громко. Пушку слышно не только в Петропавловской крепости. Спустя неделю после зачета мы с детьми ждали открытия игрового лофта на Малой Морской (проект «ТУР Гениев»). У детей не было часов, все интересовались когда наступит двенадцать, и легко определили время по выстрелу пушки.
Итак, зачет. Участники зачета: дети 1-4 класс. Дети гуляли, фотографировали, а приехав домой, внимательно рассматривали фотографии, выбирали лучшие и писали эссе о том, как они гуляли по Петропавловской крепости.
Уточню: мы учимся не только фотографировать. У нас есть проект «Читаем с детьми», где мы читаем, пишем, заваливаем мнение аргументами и фантазируем (если дано задание фантазировать). С фрагментом одного из занятий можно ознакомиться в Заметке 21. Правда, не все дети участвуют в двух проектах (не все фотографирующие дети одновременно и читают).
В 2021 году в зачете участвовали 11 детей. Были представлены 11 работ: серия фотографий + эссе. 

Возник вопрос: как работы оценивать?

Время от времени для оценки фотографий детей я приглашаю Экспертов. Самостоятельно оценивать сложно — могу быть необъективна. Мне нравятся даже некачественные фотографии, если они чуть лучше тех, что были пару месяцев назад у конкретного ребёнка. 
Эксперты детей не знают, не учитывают предыстории и просто фиксируют момент.
Эссе оценивал Марат Нухкадиевич Каюмов, литературный редактор издательства LIVREZON, соавтор книги НАЙТИ СЛОВА ДЛЯ СИЛЬНОЙ ИДЕИ.
Серии фотографий оценивал Александр Олегович Романов, редактор издательства LIVREZON, автор двухтомника PROИСКУССТВО БЕЗ ДУШИ.

Автор: Соня (3 класс)

Номинация "Лучшее эссе", выбор Марата Нухкадиевича Каюмова, литературного редактора издательства Livrezon, автора книги НАЙТИ СЛОВА ДЛЯ СИЛЬНОЙ ИДЕИ

Когда мы пришли в Петропавловскую крепость, у Нарышкина бастиона мы увидели военный оркестр. Потом мы пошли на набережную, где сквозь брусчатку пробивались одуванчики. Я нашла лунки, в которых раньше были камни, а сейчас они заполнены водой, которая попадает в них, когда волна бьется о берег.
Возвращаясь обратно, мне показалось, что в воде плавает черепаха. Но потом, когда я пригляделась, я поняла, что это камень под которым находятся водоросли.
Я решила сфотографировать сирень, потому что она была очень красивой и на одной веточке есть и бутончики, и уже распустившиеся цветочки. И она мне очень понравилась.
Когда мы гуляли, мама увидела табличку «Кафе», мы решили зайти в этот уголок, и увидели три красивые полосатые симметричные двери. С обратной стороны Петропавловского собора растут три ритмически расположенных кустика сирени.
Перед Великокняжеской усыпальницей находятся клумбы, на которых расцвели анютины глазки. Рядом с усыпальницей растёт сосна, на которой я заметила гнездо. А потом я увидела, как на дерево залетела ворона и чуть позже я разглядела, что из гнезда выглядывает чей-то хвост. Мне показалось, что это ворона высиживает птенцов.
Мне очень понравилась прогулка по Петропавловской крепости и в этот раз я увидела еще больше интересного.

Автор: Арина (3 класс)

Номинация "Лучшая серия фотографий", выбор Александра Олеговича Романова, редактора издательства Livrezon, автора двухтомника PROИСКУССТВО БЕЗ ДУШИ

Мы пришли в Петропавловскую крепость. Мы с мамой думали, что погода будет плохая, но нет - нам повезло. Народу было очень много, и практически все фоткались с зайцами, к зайцам подойти нельзя. А ещё, время от времени, ездили машины. Мы с мамой чуть-чуть опоздали к выстрелу, поэтому когда выстрелили, у нас сердце подпрыгнуло.
В этот раз я хотела снять больше историй.
Например, мы подошли к Петропавловскому собору, а там сидели два мальчика в телефонах. Я хотела снять контраст, но не получилось, они нас заметили и ушли. Я хотела снять интересные и новые фотографии, чтоб они не повторялись, как в прошлой фотосессии. Это было сложно, но мы с мамой обошли всю крепость и все закоулки. Я встречала ребят из проектов. В закоулках не было народу, было тихо.
В этот раз было фотографировать сложно, зато интересно. Мне очень понравилось.

Автор: Алина (1 класс)

Номинация "Приз симпатий" Александра Олеговича Романова, редактора издательства Livrezon, автора двухтомника PROИСКУССТВО БЕЗ ДУШИ

Субботним утром 22 мая я ехала на зачет в Петропавловской крепости. В 10:30 встретились с Надеждой Владимировной на мосту. Она предложила покидать мне монеты в зайца. Если попасть монетой в подставку из брёвен, то желание сбудется. Попасть не удалось, а у моего папы получилось. Думала попасть легко, а оказалось нет. После получила задание и пошла фотографировать.
Из всех фотографий мне нравится двухглавый орёл и зайцы, потому что люблю животных.
Внутри крепости встретила Яну, очень обрадовалась, потому что она весёлая и мне нравится с ней общаться. Запомнились марширующий солдаты с ружьями, флагами. Меня заинтересовали стулья необычных форм: кривые, с завитушками, с цветными стёклами. У стульев встретилась с Ангелиной и Дашей, мы сфотографировались.
К 12 часам пошли смотреть, как выстрелит пушка. Было много людей. Я закрыла уши, потому что боялась оглохнуть от выстрела. Выстрел оказался громким, увидела огонь из ствола, запахло порохом.
После выстрела все разошлись, а мы с ребятами пошли фотографироваться.
Все попрощались, я уехала фотографировать памятник Тургеневу.

Автор: Наташа (2 класс)

Я не раз была в Петропавловской крепости. Там много всего интересного. Поскольку она стоит на Заячьем острове, там очень много зайчиков и скульптур и изображения.
Мне запомнился парад, там было очень громко. Когда стрельнула пушка, я закрыла уши - всё равно было громко.

Автор: Ангелина (1 класс)

Самым запоминающимся был заяц. Я много раз пыталась попасть монеткой в зайца. Мы отлично погуляли. Посмотрели экспозиции и дождались выстрела пушки. Было очень шумно, оглушительно.

Автор: Соня (1 класс)

В субботу у меня был зачет по фотографии в Петропавловской крепости. В этот день была солнечная погода. У меня получились красивые фотографии. У центрального собора мы с моей мамой встретили кота с ошейником. Наверное, он живёт там, его кормят и он ловит мышей. Мы смогли его погладить. На площади у Монетного двора проходила выставка рисунков детей, посвященная Дню Победы. Больше всего мне понравилась работа девочки Николь под названием "Салют". Рядом в сувенирной лавке подавали разные интересные вещи. Мне очень понравилась одна кукла. На площади с пушками репетировал военный оркестр. Солдаты ходили строем и красиво играли на музыкальных инструментах.
В 12 часов все ребята из клуба ЛИСА собрались и слушали, как стреляет пушка. Это оглушительно.
После того, как мы закончили фотографировать, я с мамой пошла на экскурсию Тайны Да Винчи. Там мне очень понравилась зеркальная комната. Она очень маленькая, но из-за зеркал кажется бесконечной. В этот день я интересно провела время.

Автор: Яромир (2 класс)

Я был в Петропавловской крепости. Был на мосту, видел зайца на пеньке, кидал ему монетку и попал в ноги к зайцу. Под мостом мы видели уточек и бревно. Мы вошли в крепость и увидели ларьки с шапками, музеи и много людей. В центре Петропавловской крепости видели Петра I на троне, Петропавловский собор и Монетный двор.
Я был за крепостью и кидал в воду камни. Был на стене и видел пушку, которая стреляет в 12:00. Видел, как солдаты маршировали и музыканты гремели музыку. Видел солнечные часы и стулья вокруг глобуса.
Я вам советую приходить в Петропавловскую крепость, чтобы повеселиться.

Автор: Даша (1 класс)

Мне нравится Петропавловская крепость. Мне понравился пляж. Сегодня было яркое солнце и я фотографировала тени. Ещё мне понравилось, как четыре зайца тянут пятого.
Но пушка стреляет слишком громко.

Автор: Яна (4 класс)

Сегодня я была в Петропавловской крепости. Я решила для разнообразия фотографировать больше природы: цветов, травы и воды. Цветы растут везде: среди камней, под стеной и даже на саой Петропавловкой крепости! И у меня задался вопрос: Как же они там растут? Как их корешки находят питательные вещества?
Начала расти сирень и из-за неё показывался шпиль Петропавловки. Это мне показалось очень сказочным и воздушным! Я взяла с собой мышку. Это моя любимая игрушка. Я за неё волновалась, что её унесёт ветром. Сегодня Нева была неспокойная, вода заливалась на набережную. Дул сильный ветер и я замёрзла.
Мне там очень понравилось, ведь я в свободное время сумела поболтать с подругами. И мне хотелось бы в Петропавловке побыть под дождём и и были бы совершенно другие фотографии!

Автор: Мария (2 класс)

Я пришла в Петропавловскую крепость. Нужно было сделать нтересные кадры. Я шла мимо полянки с одуванчиками и решила сфотографировать один из них. Вдруг я услышала музыку и поспешила туда, где она играла. Там маршировали военные и показывали искусное владение оружием. Потом я поднялась на куртину. Быть наверху интересно. Чувствуешь себя птицей. Я вышла на пляж. Там была выставка песочных скульптур. В песочном замке сидел маленький тролль. Мы долго бродили по пляжу. Обратно пришлось бежать бегом, чтобы успеть к выстрелу пушки. Было здорово!

Автор: Мария (3 класс)

Мне понравилось то, что была хорошая погода без дождя. Мы увидели воробьёв, которые не могли поделить куски от мороженого. А когда проходили мимо скамеек, то увидели бесстрашную ворону, которая позировала нам. Фотографии мы подбирали к темам прошедшего года. Мне очень понравилось ходить по берегу, я увидела, как очень блестела вода от солнца. Интересное завершение - это выстрел из пушки.
Я — руководитель математического клуба ЛИСА. Дети участвуют в проектах, которые разрабатываю и веду я. Родители общаются со мной.  Но мы не одни. Кроме работы с детьми, у меня много интересов. В том числе, я автор издательства LIVREZON. Там кипит работа. 
Главный редактор издательства, Анатолий Александрович Рыжачков, организовал среду, в которой можно получить ответы на свои вопросы, помощь профессионального сообщества (педагогического сообщества, бизнес-сообщества, PR-сообщества и пр.).
С Маргаритой Геннадьевной Крыловой, консультантом по педагогическим приемам и автором книги «Ваш (не)послушный ребёнок» мы провели удивительный по своевременности и необходимости проект, в котором дети встречаются с профессионалами Санкт-Петербурга.
В математическом клубе ЛИСА проект встреч с профессионалами называется «ТУР Гениев» и название проекту дал Павел Владимирович Конюховский, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор экономических наук, автор учебника по теории игр. Не смотря на то, что дети маленькие, иногда у нас возникают сложные для объяснения математические вопросы по теории вероятностей, статистике, и Павел Владимирович приходит нам на помощь.
Проекту «Фотографии в лужах» дал название Игорь Леонардович Викентьев, владелец и основной автор портала VIKENT.RU , посвящёного изучению гениев, гениальности и профессионального креатива. Чтобы делать с детьми достойные проекты, необходим широкий профессиональный творческий взгляд на мир. Мой взгляд иногда «замыливается» и заужается, и тогда Игорь Леонардович подсказывает, в том ли направлении я веду детей. Иногда не в том, или для проекта у меня недостаточно подготовки. Так, однажды, после консультации с Игорем Леонардовичем, я заморозила проект учебных задач, в которых детям нужно было бы заходить в различные магазины и кафе. Возможно, когда-нибудь мы к этому проекту вернёмся, но уже на другом уровне.
Работая над проектами, мы с детьми постоянно держим в уме работу Дмитрия Александровича Матвеева, научного редактора издательства —  «Как написать сильные выводы?» Если бы этой работы не было, у нас не было бы важного ориентира при работе с текстами.
Все мои заметки из «Дневника педагога» проходят через внимательные руки и глаза литературного редактора Марата Нухкадиевича. Если бы не его работа, много корявостей было бы в моих текстах. 
Я работаю с детьми и родителями, но мы не одни. За нами стоят множество профессионалов, экспертов, без помощи которых математический клуб ЛИСА был бы совершенно иным.
Проектная деятельность: как обучать детей 6-8 лет делать МНОГОходовки | Надежда Братчикова

Обработка видео...

Проектная деятельность: «Как обучить детей 6-8 лет МНОГОходовкам?»

Детскими психологами подробно описано развитие детей от рождения: известно, когда малыши начинают улыбаться, когда встают на ножки. Все ИНСТИНКТИВНЫЕ умения малышей расписаны.
К 12-14 годам деятельность ребенка перестает быть ИНСТИНКТИВНОЙ - дети вынуждены осваивать социальные технологии. Освоение и выстраивание социального взаимодействия с окружающими людьми – это сложные МНОГОходовки.
Чтобы подготовить детей 6-8 лет к решению стоящих перед ними сложных социальных задач, с октября 2017 года, в рамках математического кружка, при поддержке Дмитрия Евгеньевича Бойко, проводился экспериментальный практикум, в котором принимало участие 12 детей возраста 6-8 лет.
В качестве основного направления была выбрана деятельность по построению композиции и фотография.
Дети, с помощью простейших прикладных материалов (бумага, пластилин, линейки, циркули, миллиметровая бумага, гуашь) изучали геометрию пространства и элементы композиции и к марту 2018 года были готовы к практическому применению полученных знаний: дети вместе с родителями вышли на улицу фотографировать лужи...
22.06.2018 г. 42-я научная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»