ЦЕЛИ
Немного о своих целях:
1. В школе боялась и избегала математику, взрослая стала осознавать, что меня интересует все, что связано с развитием математических способностей (для себя в том числе).
2. Сын (5 лет) совершенно не желает учиться по книжечкам.
3. Однажды я осознала такую проблему – люди часто выучились, а связать с жизнью знания не могут. Для меня стояла задача – как научить ребенка находить и использовать свои познания в своих решениях, которые он принимает в жизни.
Наталия Валуева
Забавно было, играли. Задавала вопросы и не комментировала ответы. Просто старалась создать дружелюбную атмосферу. Но поскольку у меня внук верткий и неусидчивый, приходилось каждый раз еще и истории придумывать к каждой задачке. Карандаши, которые надо было сравнивать, были у меня волшебными палочками разного цвета. С пуговицами и монетами прошло хорошо. А потом, вижу, что внимание ускользает. Взяли пластилин и мяли его. Задавала вопросы по урокам. (Себе вопросы выписала на маленькую картонку, чтоб не торопиться и задать их в правильном порядке.) С переливанием тоже хорошо пошло, потому что опять сменилась деятельность. Потом была история про Маркиза Карабаса и его поля зеленого цвета. В самом конце стали вместе сочинять историю про пуговицы, монетки, волшебные палочки и Маркиза Карабаса, который жил в пластилиновом дворце. Все перемешалось, внук у меня фантазер большой, всякие истории насочинял. Вместе смеялись. Очень позитивное осталось впечатление и у него и у меня. Важно, что ему все понравилось. Он играл с увлечением. В конце я включила ему музыку, и он уже просто прыгал и танцевал.
Спасибо за уроки, они так продуманно составлены и оформлены. Нам только бери и занимайся.
Виктория Винникова
1. Занималась с двумя внуками (6 и 8 лет), с каждым отдельно. Младший после второго раздвигания пуговиц сообразил, что их стало меньше (как он сказал - напротив части пуговок монет нет), а вот старший "дошел" до самого конца... Для меня это было открытие - что ребенок может не понимать этого закона! Теперь понятны проблемы старшего в школе и виден путь, как этому помочь.
2. Проделали опыт со стаканами, о котором Вы писали ранее. 6-летний внук на вопрос, в каком стакане воды больше - в узком или широком, ответил - в узком. Но тут же пояснил: это потому, что он уже и вода поднимается выше. То есть он смешал понятия - количество воды и уровень воды. Старший 8-летний внук сразу ответил: одинаковое количество, поскольку если перелить обратно в широкий стакан (широких два), то количество воды в обоих широких стаканах будет одинаковым. Я считаю, первый опыт с пуговицами и монетами направил мысли в нужное русло. Так что обязательно будем заниматься дальше.
3. Настроили много разных фигур из шести спичек. И надо сказать, фантазии у него достаточно. Позже я попросила его еще раз построить фигуры. После первой спросила, сколько спичек в получившейся фигуре. Он вначале начал было считать, потом рассмеялся и сказал - 6. И для последующих фигур сразу говорил - 6. Я попыталась его сбить, сказав что в его прямоугольнике всего четыре стороны. Но он на провокацию не поддался, сразу пояснив, что в длинной стороне две спички, а не одна. С младшим внуком мы этим позанимались перед сном, когда появилось время. Он даже не начинал считать, сразу сказав, что он строил из шести спичек, и в фигуре не может быть больше.
Светлана Юрьевна Гарина (внуки, 6 и 8 лет)
Задания с монетами не вызвали у ребёнка затруднений, он активно включился в работу. Сначала сказал, что нижняя армия больше; убрала 2 монеты, посчитал, сказал, что 6 меньше 8 и что нижняя армия меньше; далее на глаз определял, что нижняя армия меньше. Ему удалось это увидеть со второго шага! Монеты-пуговицы хотелось заменить на что-то более тяжелое (моторика ещё не очень развита).
Опыты с водой и пластилином из мини-курса прошли для меня изнуряюще ))) мы постоянно искали подвох и никак не мог согласиться с тем, что воды в стаканах поровну и куски пластилина одинаковые.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Давно хотел приобрести развивающие занятия для своего сына! Искал такие занятия, чтобы было полезно и увлекательно. Чтобы со смыслом и с прицелом на будущее образование. Утомительно собирать материалы по разным книгам и сайтам. Математика, психология, воспитание, ... Мне всегда казалось, что математика - скучное но необходимое для получения диплома занятие. А, начав заниматься с ребёнком по курсу, понял, насколько современному человеку необходимы знания математических законов. Оказывается математика увлекательная наука, описывающая закономерность событий нашей жизни. А не знание законов не освобождает от ответственности за будущее моих детей! Занятия очень понравились мне и моему сыну. Будем продолжать заниматься с удовольствием!
Федор Логинов (сын, 3,5 года)
С заданием с пуговицами старший Миша справился быстро. Вместо пуговиц я использовала игрушечных солдатиков разных цветов. Но я отметила, что очень понравилось рассаживать солдатиков на табуретки. Я знаю сына, поэтому твердо понимаю, что на этом этапе у него начала думать голова и он получил удовольствие от того, что решение было найдено. Со спичками стравился.
Наталия Валуева (сын, 5 лет) 27.02.2016г.
Решали с сыном задачу про тарелочки на балу. Решали ее одну неделю – безрезультатно. После консультации с Надеждой Владимировной, прошла еще 1 неделя и мы ее решили. С начала Миша вообще не мог понять, что я от него прошу. Хочу сказать, что по-моему мнению и мнению, всех кто его знает, он не погодам силен в математике. Причем, это первые занятия, которые направлены на развитие знаний по математики, остальные знания добыты им в собственных играх. А вот оказалось и нет – не все нейрончики еще на своих местах. Миша вообще не мог ответить кого на балу больше – мужчин или женщин, пока они передвигались. Когда взялись за руки – догадался, что поровну. А тарелочки его привели в тупик. Он пытался решить задачу с помощью фантазии, но это все не имело с математикой ничего общего. Целую неделю я ему выкладывала эту задачу. Он злился от того, что не понимал, что я от него хочу услышать. Я не подсказывала, потому что не знала, как подсказать, что бы оставить решение за ним. И я злилась и в конце недели почувствовала опустошение (яко бы сын – не тянет, я – тупая, не могу объяснить). Проконсультировалась с Надеждой Владимировной. Она мне дала пояснения именно по моему сыну, а не общие. Хочу сказать, более доброго наставления я еще никогда не слышала. Она мне объяснила, что он «ищет исключительно не существенные признаки, он отказывается видеть правильное решение задачи, заключающееся в том, что соответствующих тарелок ровно столько же, сколько персонажей. Здесь существенный признак: равное количество». И рекомендацию для меня, а именно – как « донести до него истину о том, что можно видеть и существенные признаки, и не существенные. Это возможно видеть одновременно». И тут я увидела себя со стороны - еще ни разу пятилетнему сыну я не рассказывала о существенных и несущественных признаках! После консультации, мы несколько дней не возвращались к задаче про тарелочки, порешали все остальное в занятии 2, там особо уделили внимание существенным и не существенным признакам предмета. Выполняли подсказки, которые получила от преподавателя. Мы не приступали к главной задачи – у меня в душе по-прежнему сохранялся страх к его неудачи. Несколько дней мы накрывали семейный стол, ставили тарелочки и чашечки, к ним клали ложечки. Когда тарелочек 5 штук – Миша все великолепно отвечает и понимает. Когда опять стали решать про бал – ступор. Потом не знаю как, но вдруг додумался! Это было одно из самых эффективных заданий для меня и Миши.
Наталия Валуева (сын, 5 лет) 19.03.2016г.
Занятие "четвертый лишний" они оба (тоже занимались отдельно, когда кто смог) оба тоже прошли хорошо. Мы дополнительно брали еще разные варианты четырех картинок, и оба находили разные варианты, кто может быть лишним. Например в комбинации дерево, рыба, птица, собака - рыба лишняя, потому что она под водой, а остальные на суше; дерево - потому что оно не передвигается.
Светлана Юрьевна Гарина (внуки, 6 и 8 лет)
Задания "четвёртый лишний" с неоднозначными ответами продолжают забавлять сына, т.е. он называет что-то одно, потом соглашается с тем, что можно выбрать что-то ещё, но в итоге всё-равно останавливается на первом варианте.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Занятие № 01. «Четвертый - лишний» как мне понравилось задание! Какое поле для логики! Ответ Миши – у чемодана не бывает детей, заяц один может менять цвет от природы, воробей – единственный кто может петь.
Занятие № 03. После прошлого занятия, я стала более серьёзно относиться к подготовке. Я чувствую себя школьником, которому интересно узнать, что такое математика. Мне трудно с ходу понять, о чем говорит закон математики. Я вчитываюсь в объяснения и как прозрение – понимаю о чем эти красивые умные слова. У сына трудно шли «Признаки предметов» - причина только одна – я не могла объяснить. И вот слова которые объяснили все мне и ему: «Его и только его»! Как просто. И все задания «Четвертый - лишний» пошли на УРА! Потом мне стало очень интересно объяснения про мандалы. Я еще не чувствую в себе силы передать сыну всю красоту этого творения, но это где-то близко. Спасибо, что автор так разговаривает с родителями. Занятия сближают меня с сыном, хотя он очень ревнует к младшему ребенку.
Занятие №04. У сына просто страсть к заданиям «Четвертый лишний». В тех заданиях, где он знает что-то о предметах, сын четко определяет по принципу: «Его, и только его». Где не знает четко для чего каждый предмет служит, снова начинает уходить в несущественные признаки, путается, неуверенно отвечает. Но самое главное для меня, он знания переносит на жизнь. Говорит младшему брату: «Знаешь, чем Мусорка отличается от машины «Водоканала», они отличаются тем, что разную помощь оказывают людям: одна мусор из города вывозит, другая чистит люки, трубы от грязи».
Наталия Валуева (сын, 5 лет)
1. По симметрии занимались все вместе. Простые фигуры хорошо повторяли, потом предложила им задавать фигуры друг для друга, и Миша начал задавать Ильюше слишком сложные фигуры. Но обоим эта игра понравилась, периодически можно повторять.
2. Сегодня с младшим наполовину прочитали скажку про снежинки. Увлеклись поиском осей у снежинок и на этом пока остановились. Поначалу не очень понимал, что такое ось и где она проходит. Маленького зеркальца у нас нет, поэтому напоминала ему, как мы смотрели отражение фигурок из мозаики с большим зеркалом. Понял достаточно быстро.
Светлана Юрьевна Гарина (внуки, 6 и 8 лет)
Занятие №04. В представленном пятне Роршаха сын увидел птицу, надо отметить, что он на долго им заинтересовался. Тут мы вспомнили, что папа наш закончил психфак. и достали пачку остальных))) Рисовали пятна с удовольствием.
Что касается выкладывания зеркальных фигур - всё хорошо, а вот с поиском симметрии в буквах алфавита возникли трудности.Сами буквы он знает прекрасно, но симметрию в них не видит. Пришлось выкладывать мозаикой половину буквы, а вторую строил сын.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Занятие № 01. Симметрию не мог понять, что я от него хочу. Я молча стала выполнять задания сама, сын потерял интерес сразу. И в итоге - он так и не смог сложить правильно симметричное отражение.
Заняте № 04. Очень интересно и весело «играть» с кляксами. Играли все: мама, папа, бабушка и 2 детей. Ответы детей очень позитивные и краски с кисточками очень нравятся!
Сыну очень нравиться поиск симметрии на знакомых ему предметах. Задания на разных орнаментах он выполняет без интереса. А вот любимые предметы – это ДА! Симметрия в буквах – просто страстно выполнял, рассматривать симметрию в бумажных самолетиках – на одном дыхании. Задание 8.3 «Найти асимметричные предметы» было сложно, но интересно. Не все смог сделать. Я с сыном долго спорила, о том, что саксофон можно разделить симметрично (я говорила, что можно, он- нет). В итоге – он победил! Оказывается, он рассмотрел в книге саксофон и понял, что у саксофона есть клавиши только на одной стороне, я это упустила из вида.
Наталия Валуева (сын, 5 лет)
Занятие № 06. Симметрия проходит у нас с переменным успехом: в какие-то дни он запросто строит зеркальные отражения сложных фигур, а в какие-то путается в простейших. Бывает даже так, что проверяем зеркалом правильность, а он даже не видит, что ошибся. Самая частая ошибка в том, что он меняет палочки (Кьизенера) местами - если используем больше 3 цветов.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Комбинаторика в мини-курсе (треугольник, квадрат, круг) не вызвала вопросов. Не знаю верно ли я сделала, но мы зарисовывали каждый способ разложения фигур.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Занятие № 07. Задание с желтыми и красными кружками тоже выполнили не до конца т.к. сам он пока не может найти все 10 вариантов их размещения (я ему не подсказываю).
Галина Девнина (сын, 3,8) 04.04.2016г.
Занятие № 08. Задание на построение трёхцветных бус не вызвало у Глеба сложностей, он сам находил повторы и исправлял. Я предложила ему даже четырёхцветный вариант, но в нём мы выкладывали бусины по очереди. Элемент соревновательности позволил долго удерживать его внимание, но все варианты мы так и не нашли.
Галина Девнина (сын, 3,9) 16.05.2016г.
Занятие № 07. Квадраты Никитина Глеб складывает уже давно. С танграмом тоже знаком, он попал к нему в руки полгода назад, Глеб сложил квадрат менее, чем за минуту, честно сказать, больше к танграму не притрагивались (складывал несколько раз). Когда я получила от Вас 7-ой урок, снова дала Глебу танграм и была в шоке от того, что он не смог его собрать. Открытием для меня была форма работы на сложение фигуры по силуэту. Очень мне понравилась эта задумка, только мы до неё не дошли, пока складываем фигуры по образцу. Надо отметить, что он зачастую копирует изображения, меняя местами правые и левые части мозайки. Когда прошу его найти ошибку иногда долго её не видит.
Галина Девнина (сын, 3,8) 04.04.2016г.
Занятие № 08. Играли с квадратом Пифагора, выкладывание по образцу прошло легко, а вот с придумыванием своего варианта дело не пошло: Глеб в произвольном порядке выкладывал фигуры и говорил, что у него получился корабль, хотя ничего близкого с кораблём не было. Выкладывание фигур по силуэту так же оказалось непосильной задачей, хотя в подобные игры, но более простые, мы играли.
Галина Девнина (сын, 3,9) 16.05.2016г.
Конечно же, было удивление, когда появилась лента Мебиуса. И восторг! Приходилось для удержания внимания сочинять всякие штучки, это когда мы рисовали «дорогу без конца». Рисовали долго, хорошо, что я подготовила музыку. Опять он был весь в историях про волшебные дорожки.Разрезали кольцо – появилось 2 волшебные тропиночки. А потом когда решили резать ленту Мебиуса, он не разрешил, потому что она волшебная и бесконечная. Пришлось делать обыкновенную ленту заново и уже с ней проводить эксперимент.Может я его расстроила тем, что отошли от его волшебных дорожек? Но он опять начал отвлекаться. Поэтому стала рассказывать ему про использование ленты Мебиуса.Очень его это заинтересовало. Я показывала на компьютере картинки. Ну а дальше уже раз компьютер рядом…пошли другие игры.Постараюсь больше компьютер не использовать, потому что это тоже отвлекает на развлечения.Хотелось бы видеть в курсе дополнительные задачки для смены деятельности.Сложно удерживать внимание, оно постоянно ускользает. Хотя с другой стороны, взрослым тоже надо мозг напрягать и придумывать всякие разные подходы.
Виктория Винникова
Занятие № 05
1. С понятиями "множество" и "подмножество" разобрались быстро, Глеб впервые с ними столкнулся, пришлось объяснять.Признак разделения объектов нашёл без усилий.
2. Игра с мячом очень понравилась, легче ему было называть подмножество на предложенное мною множество, играть наоборот оказалось почему-то сложнее, но мы тренируемся.
3. Сортировка черно-белых треугольников и кругов прошла без затруднений.
4. Признак разделения черно-белых рисунков находил сам, единственное, что вызвало затруднения - гладкий и извилистый контур, без помощи не смог сформулировать признак.
5. Игра на слуховое восприятие прошла на ура.
6. Игры с мозайкой и палочками также доставили удовольствие.
Вообще это занятие прекрасно легло на трёхлетний возраст.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)
Занятие № 06
1. Строили с сыном паровоз из кубиков и рисовали множества. Честно сказать, я была удивлена, что для него это не составило никакого труда. Он правильно расставлял количество точек в овалах. Я этого не ожидала)))
2. А вот с разбивкой предметов на 2 группы трудности возникли - не мог внятно объяснить выбор.
3.Какое множество больше, а какое меньше из предложенных на слух определил быстро.
4. А вот подобрать ответы на пересечения множеств не смог абсолютно, даже придумать что может быть красным и съедобным не смог.Я вообще не предполагала, что подобное задание может вызвать затруднение. Не понимаю почему ему оно не далось.
5.С пустыми множествами справился легко.
6. Отношения между множествами установили без особых проблем.
7. Очень понравилось задание на изучение окружающих предметов. Очень долго задавали др.разные вопросы.
Галина Девнина (сын, 3,5 года)