
Сказка #02
Сказка о том, что множеству принадлежат элементы
Автор сказки: Надежда Братчикова. 03.10.2025

В одном городе жил мудрый Учитель.
Однажды он подозвал к себе своего ученика и сказал:
— Возьми этот учебник по математике для второго класса и спрячь его так, чтобы никто не нашёл.
Ученик низко поклонился и отправился в путь. Он был полон рвения, но ещё не знал всех тонкостей жизни.

Сначала он решил спрятать учебник среди стада коров: «Коровы велики, учебник затеряется среди них!» — подумал он. Но коровы ушли пастись на луг, а учебник остался лежать у всех на виду.
Тогда Ученик спрятал учебник среди корзин с луком на базаре. Но продавец лука тут же заметил неладное: «О, юноша, зачем ты прячешь знания среди слёз?»

Ученик попытался спрятать учебник в клетке с попугаями. Попугаи тут же начали выкрикивать: «Математика! Математика!» Все прохожие обернулись и юноше пришлось забрать учебник.
Тогда он сунул учебник в мешок с орехами. Но орехи лежали в мешке так плотно, что учебник выглядывал наружу, как верблюд из-за дюны.
Ученик положил учебник у подножия памятника великого поэта Саади, спрятав его среди цветов. «Нет!», - воскликнули прохожие, это не книга стихов, ты что, потерял рассудок?
Тогда Ученик подложил учебник в корзину с апельсинами. Но апельсины оказались круглыми, а учебник — прямоугольным, и это сразу бросался в глаза.
Он спрятал учебник среди музыкальных инструментов. Торговец стал стучать по учебнику палочками, учебник издавал глухие звуки. «Эй, юноша, - закричал торговец, это плохой барабан, забери!»
Ученик положил учебник в корзину с лепёшками. Но булочник рассмеялся: «О, мальчик, математика не насытит путника!»
Тогда он спрятал учебник на детской площадке. Но дети нашли учебник и сели играть в «школу».

Ученик был готов бросить учебник в фонтан, но в последнюю минуты одумался. «Как же мне быть? Где же спрятать учебник, чтобы выполнить поручение Учителя?». Он сел у фонтана и горько вздохнул.

Лисичка, чей мех отливал медью, неслышно подкралась к юноше и вкрадчиво спросила:
— Гой еси, добрый молодец! Куда едешь, куда путь держишь? Э... Стоп! Это не та сказка!! - лисичка закатила глаза. — Погодите-ка, как это будет... О юноша, о чём ты печалишься? Ты подумай: если бы ты был воробьём, где бы ты спрятался от ястреба?
— Среди других воробьёв, — ответил Ученик.
— А если бы ты был белым камнем, где бы ты затерялся?
— Среди других белых камней, — догадался Ученик.
Лисичка кивнула:
— А если бы ты был учебником по математике второго класса, где бы ты мог стать незаметным?
Юноша задумался, и вдруг его лицо озарилось пониманием:
— Среди других учебников! В библиотеке! Там мой учебник будет всего лишь одним из многих, и никто не отличит его от других!
Он с благодарностью поклонился лисичке:
— Ты открыла мне глаза, мудрая лисичка. Теперь я понял: если хочешь спрятать вещь, не прячь её в случайном месте. Найди множество, которому эта вещь принадлежит, и тогда она затеряется среди себе подобных.
Лисичка улыбнулась, её глаза сверкнули, словно янтарь на солнце.
— Пусть твой ум будет остёр, как мой нос, — сказала она и исчезла в траве.

Следуя своему открытию, юноша направился в библиотеку. Там, среди множества книг, он поставил свой учебник по математике для второго класса на полку и тот затерялся среди книг.

Приплясывая и потирая руки, Ученик собирался уйти, но к нему подошёл строгий библиотекарь и сказал:
— О, юноша, ты не можешь уйти с пустыми руками! Возьми-ка с собой учебник по математике для третьего класса.

Когда Ученик вернулся к Учителю, тот сидел под цветущей сакурой и мурлыкал под нос старинную песенку про чудо-остров.
Ученик поклонился, показал учебник математики для третьего класса и воскликнул:
— О, Учитель, ты прозорлив, как солнце в зените! Ты знал, что я вернусь с новым знанием!... А я - человек? Что у меня общего с людьми, чем я на них похож? Как я понимаю, что я - человек?
Солнце зашло.

Не скроешь вещь средь чуждых ей предметов,
Не потеряется картина средь букетов.
Коль хочешь спрятать - спрячь её скорее
На стене, в картинной галерее.
— Учитель, я понимаю, что я человек, когда узнаю в себе то, что есть и у других людей: чувства, желания, привычки? Я могу радоваться, грустить, дружить, удивляться — и другие люди тоже так могут. Учитель??
— Я уже сплю!