Сказка #03
Сказка о том, что некоторые множества имеют свои имена
Автор сказки: Надежда Братчикова. 06.10.2025
В одном далёком городе, где по утрам чайки спорят с ветром, жил Учитель, славившийся своей мудростью. Однажды он подозвал к себе Ученика и сказал:
— Сегодня, мой ученик, ты отправишься в путь и узнаешь, как люди называют большие группы разных объектов. Принеси мне как можно больше таких слов!
Ученик обрадовался, но вскоре понял, что задача не так проста. Он вышел на улицу и увидел стаю голубей.
— Как называется много голубей вместе? — спросил он у прохожего. — Это стая, — ответил прохожий.
Ученик записал слово и пошёл дальше. На лугу паслись лошади.
— Как называется много лошадей? — спросил он у пастуха. — Это табун, — улыбнулся пастух.
Ученик записал и это слово. Дальше он увидел овец.
— Как называют много овец? — спросил он у старушки. — Это отара, — ответила она.
Ученик пошёл дальше и увидел рыб в реке.
— Как называют много рыб? — Косяк, — сказал рыбак.
На реке стояли корабли.
— Как называют много кораблей? — Флот, — улыбнулся моряк.
В лесу росли деревья.
— Как называют много деревьев? — Лес, — ответил лесник.
В деревне стояли дома.
— Как называют много домов? — Посёлок или деревня, — объяснила бабушка.
На площади было много людей.
— Как называют много людей? — Толпа, — ответил торговец
В саду жужжали пчёлы.
— Как называют много пчёл? — Рой, — сказала садовница.
В небе летели журавли.
— Как называют много журавлей? — Клин, — подсказал орнитолог.
Перед лавкой лежали мешки.
— Как называют много мешков? — Груда или куча, — сказал кладовщик.
В небе сверкали звёзды.
— Как называют много звёзд? — Созвездие или галактика, — ответил астроном.
Ученик старался всё запомнить, но к вечеру у него в голове всё перепуталось. Он сел на скамейку и заплакал:
— Я всё забыл! Как теперь быть?..
И тут из кустов выпрыгнула лисичка.
— «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?»... Эээ.. Не та сказка! Как же спросить... Вот! Что ты плачешь, дружочек?
Я весь день ходил и узнал, как называются большие группы разных существ и вещей, но я всё забыл!
Лисичка вздохнула и сказала:
— Видишь, пятачок в пыли лежит? Дуй в канцелярскую лавку, купи блокнот и карандаш и возвращайся. А память-то тренировать надо. Ты стихи учишь вообще?...
Ученик мигом сгонял в лавку, купил блокнот и карандаш, как велела лисичка. Вернувшись, он аккуратно разделил страницу пополам: слева — названия множеств, справа — их элементы. - Стая — много птиц, волков, - Табун — много лошадей, - Отара — много овец, - Стадо — много коров, - Косяк — много рыб, - Рой — много пчёл, комаров, - Клин — много журавлей, - Флот — много кораблей, - Лес — много деревьев, - Букет, клумба — много цветов, - Груда, куча — много предметов (мешков, камней), - Библиотека — много книг, - Созвездие, галактика — много звёзд, - Посёлок, деревня, город — много домов, - Толпа — много людей.
Лисичка одобрительно кивнула:
— Вот теперь память тебя не подведёт! А если встретишь новое слово — сразу записывай. Так и словарный запас вырастет, и путаницы не будет.
Ученик поблагодарил лисичку и побежал к Учителю.
— Учитель! Я завёл блокнот и записал в него много новых слов, которые означают большие множества!
Учитель улыбнулся:
— Ты составил словарь — это множество слов, собранных и упорядоченных для пользы и радости ума. Теперь ты знаешь, что некоторые множества имеют свои имена, а твой словарь — твоя личная коллекция таких имён. А если встретишь новое множество — не стесняйся придумать для него своё слово! Так рождаются новые смыслы.
— Интересно, почему у этих множеств есть свои особые имена? Чем отличаются множество с именем от множества без имени?...
Солнце склонилось к закату, город наполнился вечерними голосами, а Ученик с новым блокнотом почувствовал себя мудрее. Теперь он знал: большое дело начинается с маленькой записи — и с хороших вопросов.
Собрал цветы садовник, Собрал слова ученик.
Цветы увянут к утру, А слово живёт в веках.

— Учитель, если у меня есть много кубиков и они просто лежат в коробке, это много кубиков — они вместе, но каждый сам по себе. А если я собреру из кубиков домик и назову его «дом», то у кубиков будет свое имя. Имя превращает «много» в что-то особенное. Если на улице много детей — это просто много детей. А если дети начали играть в футбол, это уже команда, а у команды есть цель, правила, и каждый в ней важен. А если имени нет — это просто «много», и всё. Учитель?? — Я уже сплю!
Вся информация о грядущих и будущих проектах математического клуба ЛИСА - в группе VK: https://vk.com/math_life