
Сказка #03
Сказка о том, что у некоторых множеств есть свои имена
Автор сказки: Надежда Братчикова. 10.10.2025

В одном далеком городе, где по утрам чайки спорят с ветром, стояла школа — светлый дом для любопытных сердец. Однажды Учительница дала детям необычное задание:
— Отправляйтесь гулять и узнайте, как люди называют большие группы разных предметов. Например, много цветов — это букет. Принесите мне как можно больше таких слов!
Дети радостно выбежали из школы и с азартом принялись собирать слова, как ягоды в лукошко. Но один из учеников задумался: задача оказалась не такой уж простой.

Он вышел на луг и увидел много коров.
— Как называется много коров вместе? — спросил он у пастуха.
— Это стадо, — ответил пастух.
На лугу паслись и лошади.
— Как называется много лошадей? — спросил он у пастуха.
— Это табун, — улыбнулся пастух.
Дальше он увидел овец.
— Как называют много овец? — спросил он у пастуха.
— Это отара, — ответила он.

Ученик пошёл дальше и увидел рыб в реке.
— Как называют много рыб?
— Косяк, — сказал рыбак.
На реке стояли корабли.
— Как называют много кораблей?
— Флот, — улыбнулся рыбак.

В лесу росли деревья.
— Как называют много деревьев?
— Лес, — ответил лесник.
В деревне стояли дома.
— Как называют много домов?
— Посёлок или деревня, — объяснила бабушка.
В саду жужжали пчелы.
— Как называют много пчел?
— Рой, — сказал садовник.
В небе летели журавли.
— Как называют много журавлей?
— Клин, — подсказал орнитолог.
Перед лавкой лежали мешки.
— Как называют много мешков?
— Груда или куча, — сказал кладовщик.

На площади было много людей.
— Как называют много людей?
— Толпа, — ответил торговец.
В небе сверкали звезды.
— Как называют много звезд?
— Созвездие или галактика, — ответил астроном.
Ученик старался все запомнить, но к вечеру у него в голове все перепуталось. Он сел на скамейку и заплакал:
— Я все забыл! Как теперь быть?..
И тут из кустов выпрыгнула лисичка.
— «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?»... Эээ.. Не та сказка! Как же спросить... Вот! Что ты плачешь, дружочек?

— Я весь день ходил и узнал, как называются большие группы разных предметов, но я все забыл!
Лисичка вздохнула и сказала:
— Видишь, пятачок в пыли лежит? Дуй в канцелярскую лавку, купи блокнот и карандаш и возвращайся. А память-то тренировать надо. Ты стихи учишь вообще?...

Ученик мигом сгонял в лавку, купил блокнот и карандаш, как велела лисичка. Вернувшись, он аккуратно разделил страницу пополам: слева — названия множеств, справа — их элементы.
- Стадо — много коров,
- Табун — много лошадей,
- Отара — много овец,
- Косяк — много рыб,
- Рой — много пчел, комаров,
- Клин — много журавлей,
- Флот — много кораблей,
- Лес — много деревьев,
- Букет, клумба — много цветов,
- Груда, куча — много предметов (мешков, камней),
- Библиотека — много книг,
- Созвездие, галактика — много звезд,
- Посёлок, деревня, город — много домов,
- Толпа — много людей.
Лисичка одобрительно кивнула:
— Вот теперь память тебя не подведет! А если встретишь новое слово — сразу записывай. Так и словарный запас вырастет, и путаницы не будет.
Ученик поблагодарил лисичку и побежал в школу.

— Я всё сделал! Завёл блокнот и записал в него много новых слов, которые означают множества предметов!
Учительница улыбнулся:
— Теперь ты знаешь, что некоторые множества имеют свои имена, а твой словарь — твоя личная коллекция таких имен. А если встретишь новое множество без названия — придумай для него своё обобщающее слово! Так рождаются новые смыслы.
— Интересно, почему у этих множеств есть свои особые имена? Чем отличаются множество с именем от множества без имени?...
Ученик сел за парту и почувствовал себя мудрее. Теперь он знал: большое дело начинается с маленькой записи — и с хороших вопросов.

Собрал цветы садовник,
Собрал слова ученик.
Цветы увянут к утру,
А слово живет в веках.
Ученик поднял руку:
— Если у меня есть много кубиков и они просто лежат в коробке, это много кубиков (они вместе, но каждый сам по себе). А если я собреру из кубиков домик и назову его «дом», то у кубиков будет свое имя. Имя превращает «много» в что-то особенное. Если на улице много детей — это просто много детей. А если дети начали играть в футбол, это уже команда, а у команды есть цель, правила, и каждый в ней важен. А если имени нет — это просто «много». Да??
— Слышишь звонок с урока? Поговорим об этом завтра!