Сказка #03
Сказка о том, что у некоторых множеств есть свои имена
Автор сказки: Надежда Братчикова. 10.10.2025
В одном далеком городе, где по утрам чайки спорят с ветром, стояла школа — светлый дом для любопытных сердец. Однажды Учительница дала детям необычное задание:
— Отправляйтесь гулять и узнайте, как люди называют большие группы разных предметов. Например, много цветов — это букет. Принесите мне как можно больше таких слов!
Дети радостно выбежали из школы и с азартом принялись собирать слова, как ягоды в лукошко. Но один из учеников задумался: задача оказалась не такой уж простой.
Он вышел на луг и увидел много коров.
— Как называется много коров вместе? — спросил он у пастуха. — Это стадо, — ответил пастух.
На лугу паслись и лошади.
— Как называется много лошадей? — спросил он у пастуха. — Это табун, — улыбнулся пастух.
Дальше он увидел овец.
— Как называют много овец? — спросил он у пастуха. — Это отара, — ответила он.
Ученик пошёл дальше и увидел рыб в реке.
— Как называют много рыб? — Косяк, — сказал рыбак.
На реке стояли корабли.
— Как называют много кораблей? — Флот, — улыбнулся рыбак.
В лесу росли деревья.
— Как называют много деревьев? — Лес, — ответил лесник.
В деревне стояли дома.
— Как называют много домов? — Посёлок или деревня, — объяснила бабушка.
В саду жужжали пчелы.
— Как называют много пчел? — Рой, — сказал садовник.
В небе летели журавли.
— Как называют много журавлей? — Клин, — подсказал орнитолог.
Перед лавкой лежали мешки.
— Как называют много мешков? — Груда или куча, — сказал кладовщик.

На площади было много людей.
— Как называют много людей? — Толпа, — ответил торговец.
В небе сверкали звезды.
— Как называют много звезд? — Созвездие или галактика, — ответил астроном.
Ученик старался все запомнить, но к вечеру у него в голове все перепуталось. Он сел на скамейку и заплакал:
— Я все забыл! Как теперь быть?..
И тут из кустов выпрыгнула лисичка.
— «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?»... Эээ.. Не та сказка! Как же спросить... Вот! Что ты плачешь, дружочек?
Я весь день ходил и узнал, как называются большие группы разных предметов, но я все забыл!
Лисичка вздохнула и сказала:
— Видишь, пятачок в пыли лежит? Дуй в канцелярскую лавку, купи блокнот и карандаш и возвращайся. А память-то тренировать надо. Ты стихи учишь вообще?...
Ученик мигом сгонял в лавку, купил блокнот и карандаш, как велела лисичка. Вернувшись, он аккуратно разделил страницу пополам: слева — названия множеств, справа — их элементы. - Стадо — много коров, - Табун — много лошадей, - Отара — много овец, - Косяк — много рыб, - Рой — много пчел, комаров, - Клин — много журавлей, - Флот — много кораблей, - Лес — много деревьев, - Букет, клумба — много цветов, - Груда, куча — много предметов (мешков, камней), - Библиотека — много книг, - Созвездие, галактика — много звезд, - Посёлок, деревня, город — много домов, - Толпа — много людей.
Лисичка одобрительно кивнула:
— Вот теперь память тебя не подведет! А если встретишь новое слово — сразу записывай. Так и словарный запас вырастет, и путаницы не будет.
Ученик поблагодарил лисичку и побежал в школу.
— Я всё сделал! Завёл блокнот и записал в него много новых слов, которые означают множества предметов!
Учительница улыбнулся:
— Теперь ты знаешь, что некоторые множества имеют свои имена, а твой словарь — твоя личная коллекция таких имен. А если встретишь новое множество без названия — придумай для него своё обобщающее слово! Так рождаются новые смыслы.
— Интересно, почему у этих множеств есть свои особые имена? Чем отличаются множество с именем от множества без имени?...
Ученик сел за парту и почувствовал себя мудрее. Теперь он знал: большое дело начинается с маленькой записи — и с хороших вопросов.
Собрал цветы садовник, Собрал слова ученик.
Цветы увянут к утру, А слово живет в веках.

Ученик поднял руку:
— Если у меня есть много кубиков и они просто лежат в коробке, это много кубиков (они вместе, но каждый сам по себе). А если я собреру из кубиков домик и назову его «дом», то у кубиков будет свое имя. Имя превращает «много» в что-то особенное. Если на улице много детей — это просто много детей. А если дети начали играть в футбол, это уже команда, а у команды есть цель, правила, и каждый в ней важен. А если имени нет — это просто «много». Да?? — Слышишь звонок с урока? Поговорим об этом завтра!
Вся информация о грядущих и будущих проектах математического клуба ЛИСА - в группе VK: https://vk.com/math_life