Руководитель математического клуба ЛИСА
Надежда Владимировна Братчикова
ЛИСА (∀ Истина Содержит Абстракции)
Образование:
✓ Физ-мат.шк. № 344
✓ Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена, факультет математики и информатики, квалификация учитель математики
✓ Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет психологии, квалификация - ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования
Ключевые компетенции:
с 1998 года: педагогика математического развития детей;
с 2010 года: построение схемы предназначения;
с 2015 года: 1С:Франчайзи;
с 2015 года: постоянный участник проекта VIKENT.RU (Докладчик 39-й, 40-й, 42-й, 44-й Конференций «Стратегии Творчества»);
с 2015 года: создание математического клуба «ЛИСА»;
с 2016 года: консультант по сопровождению детей на семейном обучении;
с 2019 года: автор издательства Livrezon.ru (методика «Фотографии в лужах»).
Мама двоих детей
Автор книг (издательство LIVREZON.RU):
Статьи:
Тел. (812) 954-55-44
Родителям могут понадобиться индивидуальные online-консультации в трёх случаях:
1. Вы встревожены - Вас нужно успокоить
Например: слышите от ребенка "не хочу", "не буду" учиться; интерес отсутствует; ребёнок может делать одно учебное задание целый день; заставить сесть за уроки трудно; ребёнок хочет быть маленьким и играть (а не учиться); как только становится трудно - начинает ныть; и т.п.
2. Ребёнок на СО - Ребёнку нужен контроль
Каждый день, в заранее оговоренное время ребёнок будет отчитываться о том, что он сделал за день и получать обратную связь (адекватную проделанной работе). 5 минут.
3. Ребёнок "заваливает" математику или готовится к поступлению в физико-математическую школу - Ребёнку нужна индивидуальная образовательная траектория
Будьте готовы к тому, что мы начнём разбор "завалов" с ПЕРВОГО класса. Вопрос: "А если ребёнок уже в четвёртом?" Ответ: "Мы начнём с ПЕРВОГО класса".
Как повышать культурный уровень детей и подростков? Педагогические приёмы для юных айтишников
Обработка видео...
«Структура для разработки программ повышения культурного уровня юных будущих ИТ-специалистов»: Надежда Братчикова
Культурное развитие важно для успешного социального взаимодействия в IT-командах. И хотя взрослым айтишникам не нужна культура для выполнения профессиональных задач, её отсутствие затрудняет работу в коллективе.
Нужны специальные программы для юных будущих айтишников. Эти программы необходимо создавать. Что должно входить в программы повышения культурного уровня детей (какого возраста)? Большой вопрос.
Приведу пример.
В одном учебнике по математике для 8 класса есть цитата: «Без сомнения, тесные связи с физической реальностью важных разделом математики... вдохновляют и стимулируют математическую мысль»
Рихард Курант (1888-1972), немецкий и американский математик и педагог
Девятиклассник обращает внимание: математик И немецкий, И американский.
- Посмотри, - говорю, - на годы жизни математика, и предположи: почему Рихард Курант И немецкий, И американский математик?
Юное дарование на полном серьёзе отвечает: «Когда открыли Америку, туда переезжали люди, либо самостоятельно, либо добровольно-принудительно. И это не было так просто, потому что обычно туда переселяли всяких преступников».
Я призвала ещё раз посмотреть на годы жизни математика, повнимательнее (когда он родился?). А потом спросила: когда открыли Америку? Вопрос оказался интересным, гугл не подвёл, ответил верно.
- Неужели, - говорю, - открыли Америку ещё когда, а математик родился в 1888 году и решил поехать в Америку, потому что её сотни лет назад открыли?
«Да, - согласился девятиклассник. - Что-то нам не договаривают».
Так вот: как вы считаете, неспособность ребёнка ответить на простой, как мне думалось, вопрос, связан с культурой или нет?
Девятиклассник, который отвечал на мои вопросы, не собирается работать в IT-сфере. А если бы собирался - было бы важно для тех, кто составляет программы культурной интервенции для юных будущих айтишников, чтобы он сообразил верно (или нет)? И если нет, то что было бы важно?...
Май 2024 г. XXXII конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
«Как перевести тему: приемы эристики для детей (и взрослых)» (видео не опубликовано)
В математическом клубе ЛИСА дети играют и знакомятся с разными образами мышления (научным, философским). Задача педагога - сформировать у детей представление о множественности образов мышления, каждый из которых полезен в определенном контексте, а также научить детей сравнивать разные образы мышления на практике и контролируемо переходить от одного к другому.
Фрагмент разработки: как философия локаятиков дает понимание о том, как себя вести, если необходимо перевести тему дискуссии так, чтобы собеседник устал от разговоров.
Март 2024 г. XXIX конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
«Как выставить ненужный вам спор бессмысленным» (видео не опубликовано)
В математическом клубе ЛИСА детям приходится формулировать понятия и отстаивать свою точку зрения по различным вопросам. Для того, чтобы, в принципе, что-то отстаивать, необходимо, но недостаточно точку зрения иметь. Нужно ещё понимать, что бывают разные точки зрения и что мир широк и красив. Поэтому мы разговариваем с детьми о различных философских системах, с точки зрения которых люди смотрят на мир.
Фрагмент разработки: как даосская философия дает понимание о том, как себя вести, если вас втягивают в ненужный спор и вы понимаете, что спорить бессмысленно.
Июль 2023 г. XXIII конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
Как научить детей чувствовать время? Педагог Надежда Братчикова – об эксперименте с детьми
Обработка видео...
«Как научить детей чувствовать время?»: Надежда Братчикова – о проекте, в котором участвовали родители с детьми
Дети постоянно находятся в настоящем. Они думают, что мир вращается вокруг них и совсем не ценят время – абстрактную категорию. Как это исправить и научить их замечать течение времени?
В 2022 году в математическом клубе ЛИСА шел проект, в результате которого была написана книга - практическое пособие, помогающее развить у ребенка чувство времени. В книге вы найдете инструкцию для реализации совместного проекта длиною в год: дети и родители объединяют усилия, чтобы посмотреть, как с течением времени меняется мир вокруг них. Для этого вам понадобится лишь желание и смартфон.
Февраль 2023 г. XVIII конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
Парадокс Зенона для школьников / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
Обработка видео...
Парадокс Зенона для школьников, или как логически объяснить, почему не выполнено домашнее задание? / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
Надежда Братчикова разрабатывает методики по развитию абстрактного мышления у детей. Детей необходимо обучать не только анализировать объекты и явления, но и сравнивать свои представления о мире с окружающей действительностью. В этом докладе она рассказывает о головоломных вопросы Зенона, которые позволят будущим исследователям реальности, начавшим изучать геометрию, размышлять об абстракциях «бесконечность» и «движение».
Парадокс Зенона «Дихотомия»: реальность, в которой мы живём, сложна. Есть реальная жизнь – в ней всё движется, она чувственная. Есть абстрактное моделирование реальности в сознании человека. Абстрактные модели могут существовать в сознании и быть оторванными от реальной действительности.
Сентябрь 2022 г. XIV конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
Онлайн-проект «Читаем с детьми»: развитие понятийного мышления / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
Обработка видео...
Онлайн-проект «Читаем с детьми»: развитие понятийного мышления / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
Онлайн-проект «Читаем с детьми» создан для развития интеллектуальных способностей детей, которым помогают родители. Среди этих способностей:
→ Способность анализировать и систематизировать, выделять критерии объекта.
→ Способность преобразовывать объекты – создавать разные сочетания объектов.
→ Способность рассуждать – формулировать мысли в соответствии с причинно-следственными связями, мыслить логически.
→ Способность находить закономерности, сходство и отличие в получаемой информации, выстраивать ассоциации.
→ И, конечно же, способность ТРУДИТЬСЯ в творческом коллективе.
Июль 2022 г. XIII конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
ТУР Гениев: экскурсии во взрослую жизнь. Дети и профессии / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
Обработка видео...
«ТУР Гениев»: экскурсии во взрослую жизнь. Дети и профессии / Надежда Братчикова x LIVREZON CLUB
С мая 2021 года работает проект «ТУР Гениев».
Педагоги Надежда Братчикова и Маргарита Крылова знакомят детей со взрослыми профессионалами: строителями, топ-менеджерами, социальными предпринимателями, ветеринарами и т.д. Дети интересуются, какие навыки и умения требуются во взрослой жизни, и перенимают от специалистов главную мысль: «Учиться надо всю жизнь».
Июль 2022 г. XIII конференция Клуба авторов издательства LIVREZON
ТУР Гениев: экскурсии во взрослую жизнь. Дети и профессии | IX онлайн-конференция LIVREZON CLUB
Обработка видео...
Промежуточные результаты проекта «ТУР Гениев»
Мы с Маргаритой Геннадьевной Крыловой внезапно рассказали о последних аспектах работы проекта «ТУР Гениев»: экскурсии во взрослую жизнь.
Проект «ТУР Гениев» был запущен в мае 2021 года. Дети знакомятся со взрослыми профессионалами: строителями, топ-менеджерами, социальными предпринимателями, ветеринарами и т. д.
Дети интересуются, какие навыки и умения требуются во взрослой жизни и перенимают от специалистов главную мысль: «Учиться надо всю жизнь».
Март 2022 г. IX онлайн-конференции Клуба авторов издательства LIVREZON
Современные педагоги: зачем объединяться в коллектив? | Livrezon Педагогика – LivreCon 2021
Обработка видео...
Современные педагоги: зачем объединяться в коллектив? | Livrezon Педагогика
Какова главная проблема современной общедоступной педагогики? Она направлена на воспроизводство известного шаблона и формирование человека со средним уровнем компетенций и со средними результатами.
Проект Livrezon Педагогика ставит своей целью высокий качественный уровень. Участники проекта разрабатывают технологии, курсы и методики, формирующие будущую интеллектуальную элиту.
Сентябрь 2021 г. LivreCon 2021
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: КРИВЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ НАДО ЗНАТЬ !
Обработка видео...
«РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КРИВЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ НАДО ЗНАТЬ!»
Эксперименты на занятиях математического клуба ЛИСА
Необходимо создать развивающий математический конструктор под рабочим названием «Куда кривая вывезет!»
03 мая 2020 г. Конференция-46 «Стратегии Творчества»
Почему дети не хотят решать задачи? | Фрагмент лекции Надежды Братчиковой в КОНЦЕНТРАТОРЕ 16+
Обработка видео...
«Почему дети не хотят решать задачи»
Длительные каникулы отбивают напрочь желание учиться 😝
Избежать возвращения детей в школу не удаётся ни детям ни родителям. Не хочу, не буду - и вообще 100 причин🙅♀
С простыми дисциплинами попроще. Рисование и физкультура ещё нормально. А вот математика, геометрия и физика - повышенный уровень сопротивления.
Почему дети не хотят решать задачи?
Фрагмент лекции Надежды Владимировны Братчиковой "Как родителю подготовиться к обучению ребёнка?"
Май 2020 г. Концентратор
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРАВНЕНИЯМ (выступление Надежды Братчиковой)
Обработка видео...
«Методика обучения детей сравнениям»
Современный человек за одно лишь утро может сменить до пяти контекстов, или моделей поведения. Умение их менять — это основа культуры будущего.
Современный горожанин вынужден – может и не хочет – но вынужден использовать р а з н ы е модели поведения в течение дня.
Соответственно, если модель поведения не одна, а их несколько, то нужно эти модели и произвольно переключать: https://vikent.ru/enc/2/ и сравнивать.
21 декабря 2019 г. Конференция-45 «Стратегии Творчества»
Практические задачи обучения | Фрагмент лекции Надежды Братчиковой в КОНЦЕНТРАТОРЕ 16+
Обработка видео...
Фрагмент лекции «Как создать развивающий детский кружок?»
- Базовые принципы обучения детей в рамках кружка.
- Мифы и блефы, которые сформировались вокруг творческих кружков.
- Задачи обучения: формирование научной картины мира, развитие абстрактного мышления, адаптированный для детей цикл научного исследования.
- Каких результатов добиваются дети в моем кружке?
- Какие ошибки совершают родители и педагоги?
- Требования к методическим материалам, необходимым для проведения занятий.
- Стартовые ошибки при открытии кружка и их возможные решения.
После лекции вы сможете:
- Осознанно выбирать развивающий кружок для детей.
- Начать подготовку к созданию собственного развивающего кружка для детей.
14 декабря 2019 г. Лекция в московском КОНЦЕНТРАТОРЕ
Как развивать абстрактное мышление у детей. Надежда Братчикова
Обработка видео...
«Развитие абстрактного мышления и формирование научной картины мира у детей 6 лет»
Четыре заблуждения родителей детей 6-8 лет при выборе творческого кружка:
1. Родители отдают бразды выбора кружка ребёнку, в то время как у детей нет критериев выбора.
2. Родители выбирают единственное направление с отсутствием междисциплинарных связей.
3. Родители идентифицируют ребёнка как "творческого", используя ложный критерий.
4. Родители поощряют невежество творческого ребёнка и последующего отношения ребёнка к ошибкам.
На Форуме были заданы следующие вопросы:
1. Ребёнку 5 лет - и он уже не умеет ошибаться. Что делать?
2. Ребёнку 9 лет, со школьной математикой всё хорошо, но хочется геометрии. Что делать? ...
05 октября 2019 г. Форум Л.И. Позняковой (руководитель Клуба Умных Девочек) по развитию креативности
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: КАК СРАВНИВАТЬ? КАК ЗАДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ?
Обработка видео...
«Как поставить детям навык исследователя?»
Детей не учат сравнивать – как следствие, они НЕ умеют задавать правильные вопросы.
Из детей вырастают взрослые, преимущественно умеющие задавать только нестратегические бытовые вопросы (так взрослые общаются в ток-шоу и в соцсетях).
Первый год работы группы проекта «ИГРЫ БУДУЩЕГО. Введение в конфликтологию. Часть 1. Системы координат и точка зрения»
22 июня 2019 г. 44-я конференция «Стратегии творчества»
Педагогические технологии для развивающих кружков | Надежда Братчикова — LivreCon 2019
Обработка видео...
«Педагогические технологии для развивающих кружков на основе опыта обучения детей и их родителей основам композиционного построения»
Все дети, которые занимаются в проекте, прошли через стадии
· падающих В ЛУЖИ смартфонов,
· фотографий, где половина кадра – пальцы, другая половина – ЛУЖИ,
· размытой ерунды НА ФОНЕ ЛУЖИ
Через год занятий дети научились ходить, приседать, поднимать смартфоны, оценивать чужие фотографии (выделять в чужих фотографиях известные детям композиционные приемы и допущенные ошибки). Дети ушли от эмоциональных нравится / не нравится и пришли к обоснованным оценкам.
Дети начинали с элементарных, но сложных для понимания геометрических понятий – и через год стали способны рассказывать фотоистории.
Традиционно год закончился фотозачетом в Петропавловской крепости, и три участника, СЕРИЮ фотографий которого оцеили большинством «лайков», получили призы.
26 мая 2019 г. Конференция LivreCon в Москве
Проектная деятельность: как обучать детей 6-8 лет делать МНОГОходовки
Обработка видео...
Проектная деятельность: «Как обучить детей 6-8 лет МНОГОходовкам?»
Детскими психологами подробно описано развитие детей от рождения: известно, когда малыши начинают улыбаться, когда встают на ножки. Все ИНСТИНКТИВНЫЕ умения малышей расписаны.
К 12-14 годам деятельность ребенка перестает быть ИНСТИНКТИВНОЙ - дети вынуждены осваивать социальные технологии. Освоение и выстраивание социального взаимодействия с окружающими людьми – это сложные МНОГОходовки.
Чтобы подготовить детей 6-8 лет к решению стоящих перед ними сложных социальных задач, с октября 2017 года, в рамках математического кружка, при поддержке Дмитрия Евгеньевича Бойко, проводился экспериментальный практикум, в котором принимало участие 12 детей возраста 6-8 лет.
В качестве основного направления была выбрана деятельность по построению композиции и фотография.
Дети, с помощью простейших прикладных материалов (бумага, пластилин, линейки, циркули, миллиметровая бумага, гуашь) изучали геометрию пространства и элементы композиции и к марту 2018 года были готовы к практическому применению полученных знаний: дети вместе с родителями вышли на улицу фотографировать лужи...
22 июня 2018 г. 42-я научная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»
«Опыт обучения детей задавать системные вопросы по Матрице знаний / решений И.Л. Викентьева»
В течение года проводился эксперимент, в котором участвовала группа второклассников и их родителей.
Цель: превратить любопытство детей в навык исследования.
Задача: научить детей описывать события а) с разных точек зрения; б) по шкале с крайними значениями «Эмоциональная интерпретация - Отстранённая фиксация» (развитие управляемого воображения).
Обнаружена проблема: дети и взрослые не умеют сравнивать.
Результат: дети а) научились определять уровень своих достижений по шкале Т. Джефферсона - И.Л. Викентьева; б) узнали, что их точка зрения – не единственная в мире; в) учились сравнивать величины, строить шкалы и системы координат.
21 июня 2019 г. III Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и общество: среда, коммуникация, конфликт»
НАУЧНЫЕ СТРАТЕГИИ
Обработка видео...
Жизненные стратегии Николая Ивановича Лобачевского
Николай Иванович Лобачевский родился в 1792 г. в Нижнем Новгороде.
Математик: автор гиперболической геометрии (геометрия космических масштабов, развита в теории относительности).
Ректор: строитель Казанского университета
Рекомендация родителям: Приложить максимум усилий (использовать все имеющиеся возможности) для того, чтобы включить детей в учебную среду.
Рекомендации:
1. Включаться в научно-экспериментальную деятельность как можно раньше, еще в школе.
2. Быть лучшим, чтобы научные руководители были заинтересованы в индивидуальном обучении и изучать иностранные языки для общения с преподавателями.
3. Трудолюбиво и целеустремленно выполнять поставленные задачи.
4. Заимствовать сильные решения из смежных дисциплин.
5. Доводить научную работу до логичной стройности, ясности и понятности Коллегам.
24 июня 2017 г. 40-я конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»
«Задачник для детей по развитию системного мышления»
1. Выявление проблемы
2. Формулировка целей
3. Формирование критериев цели (шкалирование – выделение существенного признака, определение значений…..)
4. Генерирование множества альтернатив, на которых будет осуществляться выбор (указание желательных и нежелательных последствий и пр.)
5. Оценка и выбор альтернатив
6. Выполнение деятельности по достижению цели.
7. Оценка результата (анализ результатов деятельности на предмет достижения цели).
8. Если результат не достигнут - возврат к п.1.
21 декабря 2016 г. 39-я конференция «Стратегии Творчества»