Online-проект для детей и родителей
«ЧИТАЕМ С ДЕТЬМИ». 2020
25 июня 2022 г. закончен online-проект «Читаем с детьми» по книге А. и Б. Стругацких «Полдень. XXII век»
1. В романе А. и Б. Стругацких "Полдень. XXII век" мы обнаружили не только световую скорость, относительность времени, формулу Кардано, Великую Теорему Ферма... но и стихи Василия Кирилловича Тредиаковского о весне 1726 г. и лисичках:
"Весна катит,
Зиму валит,
И уж листик с древом шумит.
Поют птички
Со синички,
Хвостом машут и лисички."
2. Фотографии рисунков детей математического клуба ЛИСА:
Отзывы родителей участников online-проекта математического клуба ЛИСА «Читаем с детьми» по книге А. и Б. Стругацких «Полдень. XXII век»
Отзыв-1:
Мой девятилетний сын пять месяцев учувствовал в проекте Надежды Владимировны Братчиковой «Лиса в XXII веке», в котором мы читали книгу Аркадия и Бориса Стругацких «Полдень, XXII век». Я сама с сыном тоже в первый раз читала её.
Для меня этот проект был очень полезный:
1. Это первый проект, который я обнаружила, для постановки логического мышления у детей в начальной школе на основе литературы.
2. Умение работать с содержанием текста развивает ребенка больше, чем олимпиадные задачи по математике.
3. Для меня книга была очень интересной. Прежде всего, потому что она написана без надрыва, простыми и в тоже время умными фразами.
Сначала сын и я вообще не понимали о чем книга, мы перечитывали по несколько раз главы, потом привыкли к тексту и стали врубаться быстрее.
Приспособились работать с книгой:
- сначала читаем задание;
- потом сын сам читает главу, подчеркивая информацию по вопросам;
- потом смотрит видео;
- потом пытается сам ответить на вопросы;
- я сама читаю главу;
- мы вместе обсуждаем и записываем ответы.
Мне кажется, именно к концу книги сын очень повзрослел в своих рассуждениях.
Надо добавить, что ему сложно отрываться от детских игр и садиться «заниматься Стругацкими» именно тогда, когда у меня появляется на это время. Но капризы периодически исчезали полностью, потом возвращались. Наверно до 2/3 книги у меня раскалывалась голова после подготовки домашних заданий. У сына я тоже чувствовала сильно умственное напряжение, он постоянно пытался соскочить с дела. Удерживало только одно – Надежда Владимировна беспрекословный авторитет для него и ради того, что бы она его не выгнала из проекта, он садился заниматься.
В самом начале он старался как в школе найти ответ в книге и успокоиться. Потом стало понятно, что ответов точных нет. Их надо собирать по отдельным крупицам (иногда). Он понял технологию. Это изменило сильно его рассуждения. Он начинает применять такой же метод сбора информации и вне проекта.
Обычно мы - взрослые не можем с ним спорить, когда он логично отвечает нам в быту. Стали с ним чаще соглашаться, сын воспрял и стал еще чаще применять против нас «свое новое оружие» в быту.
Радует, что сын к концу книги не давал мне отвечать за него в домашнем задании. Он доказывал мне, что я занимаюсь интерпретацией и связываю несвязанные вещи. Надо четко понимать, тема отделения человеческой выдумки от фактов в настоящей жизни - проходит прямой линией во всех курсах Надежды Владимировны Братчиковой. И эти занятия только дополнили знания.
Для меня тоже стало вызовом исправляться и искать аргументы для своих выводов.
Сыну, мне кажется, книга в некоторых моментах очень нравилась. По смыслу он был сконцентрирован на том, кто и как работали и учились герои.
Очень помогало то, что мы стали читать домашние задание коллеги по проекту.
К концу проекта у сына появились новые занятия в быту:
- стал читать книги, иногда ставя себе сроки;
- стал писать тексты. Говорит, что в стиле Стругацких. Говорит, что бы много «воды» было и переживаний (он считает это плохим текстом).
Привожу примеры диалогов, которые у нас с ним происходили.
1. Однажды после занятий сын спросил: «Мама, мне когда-нибудь будет еще тяжелее заниматься?». Я видя, что он сегодня поработал на пределе своих возможностей, ответила: «Нет, но у умного человека такая нагрузка должна быть всегда». Тогда как-то ушло его напряжение в плечах и шее, он улыбнулся как девятилетний ребенок и сказал: «Ура, я тогда справлюсь».
2. «Мама, я хочу издавать журнал про машины. Как мне это сделать?», «Я ведь могу также писать – это просто и тексты не очень умные» (показывал на журнал «Колесо»).
Мне кажется, что польза от Проекта огромная и нам не только обязательно надо участвовать в следующих, но даже есть ощущение, что мы «подсели» на это состояние удовольствия от умственного напряжения.
Отзыв-2:
Это были сложные и интересные 5 месяцев. Из организационных - с начала изоляции с каждым днем все сложнее было уговорить дочь позаниматься. Из всех прочитанных книг эта, наверное, самая непростая из-за обилия героев и отсутствия единой линии повествования.
Мы строили работу так:
- сначала читала я,
- затем в прошлых главах искала героев, вспоминала их,
- а затем уже читали вслух вместе, отвечали на вопросы, думали, как изменились и что произошло с героями.
Однажды была сцена встречи мужчины и женщины, и ребенку было неинтересно, а вот про скотоводство было интересно!
Бывали и слезы, и попытка бросить из-за непонимания смысла. Причем что-то на мой взгляд сложное разбиралось легко, а что-то по полдня обсуждали (хотя мне казалось, что это элементарно). Но на протяжении всей книги дочь открывалась мне с новой стороны!
На днях мне прислали письмо из ФМЛ № 30 со списком литературы для 5-го класса. Требования к прочтению - "какие мысли и чувства у вас это вызвало". Посмеялись и поняли, что умеем и я и дочь в разы больше выносить из текста.
Большое спасибо!