ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #82:
ТУР Гениев. Мысли после проекта
Автор проекта: Надежда Братчикова. 17.12.2025

Два года в математическом клубе ЛИСАшел проект ТУР Гениев: экскурсии во взрослую жизнь. Иногда о нашем с Маргаритой Геннадьевной Крыловой проекте вспоминаю.
Сегодня опять вспомнила - школьник рассказал мне о квесте в строительной компании. Класс приехал в строительную компанию, дети выполнили задания и получили грамоты.
Самое интересное - это вопросы. Поэтому я и спросила:
- У тебя остались вопросы, на которые не было ответов?
- Нам показали, как делают стены монолит - не из разных блоков, как панельные, а арматуру заливают бетоном целиком здание. Как плетут арматуру? Нам просто сказали, что арматуру плетут типа как проволоку соединяют. Интересно было бы увидеть, как это делается. И когда строится монолитная конструкция, нам показывали большие стены, металлические, их ставят, закрепляют, и скрепляют бетоном, хотелось бы посмотреть, как это делается. И из чего бетон делают: понятно, что из цемента. А из чего делают цемент? Это интересно.
Можно предположить, к каким профессиональным областям в строительной компании школьник проявил интерес, исходя из его вопросов о технологии армирования, устройстве монолитных конструкций и производстве строительных материалов? Можно.
а) Вопросы о способах плетения арматуры, соединении металлоконструкций, технологии заливки бетона указывают на интерес к технологическим процессам.
б) Желание узнать, как конкретно выполняются операции (плетение арматуры, установка опалубки, заливка и закрепление бетона), свидетельствует о стремлении понять производственные детали и этапы работ.
в) Вопрос о составе бетона и происхождении цемента расширяет фокус с прикладных строительных операций до материаловедения.
По вопросам у школьника виден интерес к технологическому процессу и материалам. Однако, такой акцент также может указывать на то, что строительной компании необходимы специалисты инженерно-технологического профиля (инженеры-строители, технологи, специалисты по монтажу и работе с материалами (арматурщик, бетонщик)).
Решаю уточнить:
- Ты хотел бы получить профессию арматурщика или бетонщика?
- Наверное, нет. Я бы хотел заниматься бизнесом.
С точки зрения профориентации: если школьник НЕ ориентирован на получение рабочей специальности, то вопросы должны были бы быть другого уровня. Текущие вопросы касаются технологических деталей (как плетут арматуру, из чего делают бетон), это характерно для производственно-технических ролей. Для будущего бизнесмена (руководителя компании, девелопера, подрядчика) принципиально важны иные аспекты:
- Как организуется строительный процесс?
- Как формируется смета и бюджет проекта?
- Как выбираются поставщики и подрядчики?
- Какие существуют риски и как их минимизируют?
- Как обеспечивается качество и безопасность?
- Какие технологии позволяют сократить сроки и расходы?
- Каковы требования законодательства и сертификации? и т.п.
Как сделать так, чтобы у детей возникли управленческие, экономические и стратегическими вопросы? Это очень понятно, но сложновыполнимо. Нужно:
а) Создавать ситуации, моделирующие реальные управленческие задачи (например, распределение бюджета, выбор подрядчиков, оценка рисков).
б) Демонстрировать значимость управленческих, экономических и стратегических аспектов для успеха строительного проекта (кейсы, деловые игры, экскурсии с акцентом на организацию работ, а не на рабочие специальности).
в) Привлекать к обсуждению с детьми взрослых специалистов, способных показать "невидимую" сторону профессии.
г) И учитывать возрастные особенности: у большинства детей младшего и среднего школьного возраста доминирует интерес к конкретным и наглядным действиям, а не к абстрактным стратегиям. Навязывать "стратегические" вопросы по детям неэффективно. Если мы хотим выйти за рамки актуального детского интереса, нужно создавать ситуации совместной деятельности детей и взрослых, где "стратегические" вопросы возникают естественно. Для этого у детей следует расширять кругозор и демонстрировать им значимость, скажем, управленческих аспектов строительства.
Прикинем: какоие это могут совместные ситуации? Например, разработать мини-проект (план строительства игровой площадки или небольшого здания), включающий выбор участка, определение бюджета, распределение ресурсов. Или это может быть ролевая игра с распределением ролей (директор, архитектор, инженер, экономист, подрядчик), где каждая команда решает задачи по согласованию проекта, расчету сметы, выбору подрядчиков. Или - выполнение заданий на составление бюджета, анализ затрат, поиск оптимальных решений (как сэкономить на материалах без потери качества). Усиление - неожиданные изменения и реагирование (вдруг случился форс-мажор, изменились цены, у заказчика появились новые требования). А чтобы не фантазировать, оценивать все эти ситуации должны сотрудники разных уровней строительной компании.
Сложное это дело.
+++++
Два года в математическом клубе ЛИСА шел проект ТУР Гениев: экскурсии во взрослую жизнь (май 2021 г. - май 2023 г). Количество проведенных экскурсий: 31
Подробности в «Дневнике педагога»: https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-69-podvodim-itogi-dvuhletnego-proekta-tur-geniev