Назад к списку

Математика во 2-м классе: почему ребенок скатился на тройки? 

Математика во втором классе, как правило, идёт по двум программам: никуда не торопящаяся "Школа России" и быстро бегущая "Перспектива". Если в одной программе таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю.

В ноябре родители второклассников имеют возможность оценить успехи ребенка в математике. Одни дети за урок решают три варианта контрольной, а другие решают задачи методом "пальцем в небо". Не ясно, почему такая разница? Ведь в первом классе всё было хорошо...

Одни родители печали не знают, а другие начинают понимать, что что-то не так, поглядывать по сторонам и искать репетитора.

Что происходит?

Как дома не строятся со второго этажа, так и понимание математики не строится со второго класса. Во втором классе программа опирается на знания первого класса. У одних детей эти знания крепкие, у других - шаткие. К моменту, когда дети начинают учить таблицу умножения, оказывается, что она имеет фундамент сложения. Таблица умножения во втором классе является лакмусовой бумажкой, которая указывает пробелы в понимании ребенка. 

Как правило, оказывается, что ребенок а) не понимает, что числа связаны с количеством и б) не умеет (не научен считать) без ошибок.

Повторяю (уже об этом писала): Никакой доблести в том, чтобы посчитать быстро с ошибкой нет. Так может ЛЮБОЙ из землян. ЛЮБОЙ. БЫСТРО С ОШИБКОЙ. В математике за это снимается балл.

Дети, которые начинают проседать по математике во втором классе, не видят в этом никакого ужаса: подумаешь, сплошные абстракции, подумаешь, с ошибкой. Ну какая, в самом деле, разница: 3 х 7 = 22 или 21? Можно даже проверить (если заставят пересчитать): 3 х 6 = 18 и потом + 3 = 22. Всё ясно: 3 х 7 = 22.


Общие симптомы

1. На детей во втором классе сыпется много (часто - очень много) домашнего задания, которое они не приучены выполнять.

2. Математика, индикатор интеллектуального уровня, запущена. За первый учебный год: 

а) сформирована привычка: решать с ошибками, "и так сойдет"

Пример: "Сколько будет 2 на 3? Надо взять 2 раза 3 раза. Будет 5".

б) приоритет математики: низкий. 

Пример: "Мой любимый предмет - окружающий мир. Потому что никаких упражнений делать не надо".

3. Ребенок, кроме школы, загружен кружками (в т.ч. содержащими физическую нагрузку). "Добрые" учителя начальных классов иногда приказывают родителям бросить спорт и сосредоточиться на учебе.

Что делают родители

1. Делают с ребенком школьные домашние задания (не могут уже делать с ребенком домашние задания - сил никаких нет)

2. Ищут репетитора, способного сгладить годовой эффект пребывания ребенка в школе и зажечь его интересом к учебе.

3. Хотят, чтобы ребенок понимал математику.

Какие вопросы нужно задать самим себе

1. Приучен ли ребенок дисциплинированно выполнять ежедневную работу по вами разработанному плану? 

Во втором классе школа ставит задачу - преодолеть тройку по математике и выйти (хотя бы) на четверки. Уже не до веселья, не до лент Мёбиуса, не до вау-эффектов. В этот момент приходит осознание, что математика - это сложный интеллектуальный, порой нудный, навык решения классов задач. И как не катаясь на велосипеде, не научишься на велосипеде ездить, так, не решая задачи, не научишься их решать (считать без ошибок и пр.)

2. Есть ли у вас решимость разбирать математическую программу, начиная с начала первого класса (достаточно ее расширяя; преодолевая инерцию мышления и сопротивление ребенка, который считает, что у него и так всё хорошо)? 

По факту весь первый класс ребенок по математике не только пропустил (9 учебных месяцев), но и сформировал у себя много привычек, которые теперь нужно исправлять. Переделка привычек занимает больше времени, чем их постановка. 

3. Есть ли у ребенка школьный друг, родители которого хотели бы "подтянуть" математику, или ребенку придется заниматься в одиночестве? 

Парадокс: с одной стороны идеально подбирать для ребенка рабочий коллектив детей - ничто не мотивирует лучше. С другой стороны, без навыка дисциплинированного выполнения работы, проработанного у каждого ребенка, эффект будет минимальным.

4. Есть ли у ребенка время для отдыха?

Дети перегружены, имеют проблемы с концентрацией внимания, не умеют быстро переходить от физических упражнений к решению математических задач, быстро устают и пр. Есть ли у них в расписании место для вне учебной деятельности?

5. Какое время (сколько минут/часов в неделю) ребенок может посвятить дополнительным занятиям математикой (какое время он может оторвать от своего отдыха, школьных занятий, кружков, и пр.)?


Ответив (хотя бы) на эти вопросы, вы начнете немного понимать в размытой проблеме "троек" в математике, сможете написать стратегию развития своего ребенка или дать техническое задание репетитору.


С уважением, 

Надежда Владимировна Братчикова 

 ++++++++++++++ 

 Математический кружок для лисят 🦊 MathLife.ru