Сегодня я расскажу об одном из главных признаков, по которому дети в математических группах делятся на две категории.
Этот признак условно можно назвать "Решаю сам" - и противоположный ему "Подсматриваю ответ", или "Подгоняю своё решение под ответ".
Зачем нужна антистратегия "Подогнать под ответ"? - Успокоиться
В каком возрасте появляется антистратегия? - В возрасте четырёх лет антистратегия уже используется
Лакмусовая бумажка наличия у ребёнка антистратегии:
Детям были предложены задания - примеры и ответы к примерам.
Задача детей - посчитать, используя счетный материал, и проверить себя ответом.
Дети, которые отняли от шести шесть, получают ноль. Смотрят на ответ и видят, внезапно, "один".
В этот момент дети начинают активно проявлять свои стратегии.
Здоровая реакция состоит в следующем порядке действий:
1) Ребенок широко распахивает глаза;
2) Перепроверяет свой результат (снова строит 6 бусинок в ряд, отнимает от них 6 и получает 0 бусинок);
3) Громогласно сообщает что-то вроде "Тут не так написано! Неправильно! Почему?"
Примеры антистратегии на конкретных детских примерах:
4 года
1) Ребенок раскладывает счетные предметы (шесть), отнимает от них шесть предметов, получает "0";
2) Открывает ответ, обнаруживает "1";
3) Думает;
4) Добавляет одну бусинку в область стола, где у него ответы;
5) Ещё раз смотрит на ответ - сверяет одну доложенную бусинку с ответом "1";
6) Переходит к следующему примеру.
На вопрос: "Ты уверен, что посчитал правильно? Посчитай ещё раз?" ребёнок в точности воспроизводит своё решение с получением сначала нуля, а потом добавления в область решения одного счетного предмета.
Добавление: При четкой инструкции к другому заданию "не считать, а угадать - сколько может быть предметов", этот же ребёнок убирает пальцы, явно долго пересчитывает предметы глазами, и сообщает: "Я не считал, я догадался".
6 лет
1) Ребёнок раскладывает счетные предметы (шесть), отнимает от них шесть предметов, получает "0";
2) Открывает ответ, обнаруживает "1";
3) Переходит к следующему примеру.
На вопрос: "У тебя в подсчетах всё правильно? Всё сходится с ответами?" ребёнок отвечает уверенно утвердительно.
Добавление: При игровой ситуации, когда победителю достаётся призовая игра (дополнительное сложное задание), этот же ребёнок сообщает: "Хорошо, что я не выиграл, я лучше буду всё время проигрывать".
7-9 лет
1) Ребёнок, быстро решая в уме лёгкие примеры, проскакивает несоответствие между своим ответом = "0" и написанным ответом = "1";
2) Переходит к следующему примеру.
На вопрос: "Были ли у тебя ошибки в ответах?" ребёнок отвечает уверенно отрицательно.
На следующий вопрос: "Ты заметил ошибки в написанных ответах?" ребёнок задумывается и сообщает, что, всё правильно.
Что подпитывает антистратегию?
Ошибка № 01
➖ Ребёнок не уверен в своём ответе.
➕ Уверенность в своих силах придаёт выполнение домашних заданий, направленных на отработку и закрепление навыков.
Ошибка № 02
➖ Ребёнок чувствует себя обязанным ответить на вопрос (из боязни осуждения или желая получить похвалу).
➕ Хвалить ребёнка необходимо не за результат, а за приложенные усилия. Отмечая старания ребёнка, родители дают ему повод к гордости: он честно поработал. Поскольку успешность детей в выполнении математических заданий зависит от количества часов практики, то чем больше оценивается их работоспособность, тем лучше их результаты.
К чему приводит использование антистратегии?
1. Ребёнок приучается "зевать" ошибки (не только в математике, но и в жизни).
2. Накапливаясь, ошибки создают у ребёнка иллюзорное восприятие реальности.
3. Ребёнок не развивает навык приложения волевых усилий для получения результата, т.е. учится ориентироваться "на хапок", а не собственное трудолюбие.
Вывод: Антистратегия "Подогнать решение под ответ"
1. Перекрывает ребёнку дорогу к третьему качеству творческой личности (по Г.С.Альтшуллеру):
"3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов"
2. Учит ребёнка врать самому себе.
"На длинных временных дистанциях – а это годы и десятилетия – стратегически выгодно не врать себе" (И.Л. Викентьев)
© Братчикова Надежда Владимировна, 2016. Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник: http://mathlife.ru/news/antistratiegia_01