Назад к списку

Антистратегия "Подогнать под ответ"

Сегодня я расскажу об одном из главных признаков, по которому дети в математических группах делятся на две категории.

Этот признак условно можно назвать "Решаю сам" - и противоположный ему "Подсматриваю ответ", или "Подгоняю своё решение под ответ".

Зачем нужна антистратегия "Подогнать под ответ"? - Успокоиться

В каком возрасте появляется антистратегия? - В возрасте четырёх лет антистратегия уже используется

Лакмусовая бумажка наличия у ребёнка антистратегии:


Детям были предложены задания - примеры и ответы к примерам. 

Задача детей - посчитать, используя счетный материал, и проверить себя ответом.

Дети, которые отняли от шести шесть, получают ноль. Смотрят на ответ и видят, внезапно, "один".

В этот момент дети начинают активно проявлять свои стратегии.

Здоровая реакция состоит в следующем порядке действий: 

1) Ребенок широко распахивает глаза; 

2) Перепроверяет свой результат (снова строит 6 бусинок в ряд, отнимает от них 6 и получает 0 бусинок); 

3) Громогласно сообщает что-то вроде "Тут не так написано! Неправильно! Почему?"

Примеры антистратегии на конкретных детских примерах:

4 года

1) Ребенок раскладывает счетные предметы (шесть), отнимает от них шесть предметов, получает "0"

2) Открывает ответ, обнаруживает "1"; 

3) Думает;

4) Добавляет одну бусинку в область стола, где у него ответы; 

5) Ещё раз смотрит на ответ - сверяет одну доложенную бусинку с ответом "1";

6) Переходит к следующему примеру.

На вопрос: "Ты уверен, что посчитал правильно? Посчитай ещё раз?" ребёнок в точности воспроизводит своё решение с получением сначала нуля, а потом добавления в область решения одного счетного предмета.

Добавление: При четкой инструкции к другому заданию "не считать, а угадать - сколько может быть предметов",  этот же ребёнок убирает пальцы, явно долго пересчитывает предметы глазами, и сообщает: "Я не считал, я догадался".

6 лет

1) Ребёнок раскладывает счетные предметы (шесть), отнимает от них шесть предметов, получает "0";

2) Открывает ответ, обнаруживает "1";

3) Переходит к следующему примеру.

На вопрос: "У тебя в подсчетах всё правильно? Всё сходится с ответами?" ребёнок отвечает уверенно утвердительно.

Добавление: При игровой ситуации, когда победителю достаётся призовая игра (дополнительное сложное задание), этот же ребёнок сообщает: "Хорошо, что я не выиграл, я лучше буду всё время проигрывать".

7-9 лет

1) Ребёнок, быстро решая в уме лёгкие примеры, проскакивает несоответствие между своим ответом = "0" и написанным ответом = "1"; 

2) Переходит к следующему примеру. 

На вопрос: "Были ли у тебя ошибки в ответах?" ребёнок отвечает уверенно отрицательно.

На следующий вопрос: "Ты заметил ошибки в написанных ответах?" ребёнок задумывается и сообщает, что, всё правильно.

Что подпитывает антистратегию?

Ошибка № 01

Ребёнок не уверен в своём ответе.

Уверенность в своих силах придаёт выполнение домашних заданий, направленных на отработку и закрепление навыков.

Ошибка № 02

➖ Ребёнок чувствует себя обязанным ответить на вопрос (из боязни осуждения или желая получить похвалу). 

 Хвалить ребёнка необходимо не за результат, а за приложенные усилия. Отмечая старания ребёнка, родители дают ему повод к гордости: он честно поработал. Поскольку успешность детей в выполнении математических заданий зависит от количества часов практики, то чем больше оценивается их работоспособность, тем лучше их результаты.

К чему приводит использование антистратегии?

1. Ребёнок приучается "зевать" ошибки (не только в математике, но и в жизни).

2. Накапливаясь, ошибки создают у ребёнка иллюзорное восприятие реальности.

3. Ребёнок не развивает навык приложения волевых усилий для получения результата, т.е. учится ориентироваться "на хапок", а не собственное трудолюбие.

Вывод: Антистратегия "Подогнать решение под ответ"

1. Перекрывает ребёнку дорогу к третьему качеству творческой личности (по Г.С.Альтшуллеру):

"3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов

2. Учит ребёнка врать самому себе.

 "На длинных временных дистанциях – а это годы и десятилетия – стратегически выгодно не врать себе" (И.Л. Викентьев)

© Братчикова Надежда Владимировна, 2016. Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник: http://mathlife.ru/news/antistratiegia_01