Назад к списку

Как вводят понятие "бизнес" на уроках обществознания в 7 классе 

Началась эта история с домашнего задания Игоря Леонардовича Викентьева (http://vikent.ru/) вычитать (т.е. задать вопросы, привести примеры и т.п.) Гугл-облако, посвященное формированию у школьников и студентов навыков исследовательской деятельности.

Тема интереснейшая, Игорь Леонардович говорил о том, что с 7-го класса вполне возможно ставить навыки исследовательской деятельности.

Благодаря семикласснику, который рассказал об одном уроке обществознания, я узнала о 

1) школьном проекте; 

2) реализации проекта школьниками; 

3) посмотрела учебник обществознания  - Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.

Но обо всём по порядку.

На школьных уроках дети делают "проекты". Настал такой момент и для урока обществознания. Детям было дано задание продумать собственный бизнес. Для этого ученики сами поделились на группы по четыре человека в каждой.

Кто-то из участников группы, в рамках поставленной задачи, придумывает бизнес, с которым все остальные конформисты соглашаются: торговля оружием. Остаток урока один из шиолкьников на листе А3 рисует автомат и... всё. Урок закончен. "Проект" должен быть продолжен на следующем уроке.

Теперь самое время открыть учебник обществоведения 2017 года (новенький) и почитать - что же, потенциально, хотели от детей? 

Что не так поняли дети, весь урок занимаясь ерундой?


1. Параграф 11. Виды и формы бизнеса

Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.91

И всё? Бизнес - это "делать деньги"?

Обратимся к толстенным словарям. По крайней мере, становится ясно, откуда более конкретно переформулировано определение в учебнике:

"Бизнес - предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником обогащения".
Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: "Советская энциклопедия", 1989г. - с.138
"Бизнес - предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода".
Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", СПб.: "Норинт", 1998г. - с.127

1989 год - источник обогащения;

1998 год - источник дохода;

2017 год - получение прибыли (то, что осталось после всех затрат). На прибыль можно купить яхту. Или футбольный клуб.

Что не учтено в этом определении? Социальные аспекты бизнеса. Современный бизнес - это решение насущных актуальных для общества проблем. Что бизнес дает региону (государству)? Какова социальная отдача от бизнеса?

Предположим, есть собственник средств производства (бизнесмен, занимающийся бизнесом). Какая у него цель? Если бизнес - это источник обогащения, то он получает деньги и заботится только о себе. Если он следует надсистемному подходу в бизнесе, то его цель - общественное благополучие (за счет прибыли проводит исследования для разработки новых и общественно полезных продуктов).

ВЫВОД: "Делать деньги" - это очень мелкая цель.

Читать по теме: Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру (десять критериев) - http://vikent.ru/enc/418/


2. Причина и следствие

Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.93

"В предпринимательстве формируются...." или НЕ формируются.

Самое время семиклассникам задать вопрос (который им, видимо, никто не задаст, а сами они и не догадаются о подвохе): Всегда ли гарантированно из причины - занятий предпринимательской деятельностью будет следствие - формирование (процесс) ценных качеств личности? Не пропущены ли какие-нибудь уровни? Не поменялись ли местами причина и следствие?

ВЫВОД: В учебной деятельности семиклассников формируются такие ценные качества личности, как умение соотносить цели - со средствами достижения. Или НЕ формируются. Если учебный подход алогичен.

Читать по теме: Логические ошибки в доказательствах по Аристотелю - http://vikent.ru/enc/1635/

"5. Аристотель отмечает ошибку в доказательствах и умозаключениях, когда неправильно понимается связь основания и следствия - когда полагают, что на основании того, что если есть одно, то необходимо есть другое, можно сделать заключение, что если есть это другое, то необходимо есть и первое. Аристотель указывает, что такого необходимого следования нет. Так, из того, что у больного лихорадкой высокая температура, вовсе не следует, что человек с высокой температурой болен лихорадкой.
6. Аристотель указывает и такой вид ошибочных доказательств, в которых то, что не является причиной, принимается за причину. Эта ошибка встречается в доказательствах через невозможное."

3. Кейс - совет Д.Д. Рокфеллера

Вот обрезанная (без начала) цитата Д.Д. Рокфеллера в учебнике:

Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.97

Авторами учебника задан вопрос: "Можно ли согласиться с автором в том, что отсутствие корыстных целей пролагает путь к успеху?"

Вопрос опять связан с причиной-следствием (см. выше). Всегда ли бескорыстность является залогом успеха? Достаточно ли бескорыстности для достижения успеха? Не пропущены ли уровни рассуждений (системные уровни)? 

Об этом ли говорил Д.Д. Рокфеллер или НЕ об этом?

Давайте почитаем, с каких слов начинается то самое напутствие, меняющее направление цитаты:

"Если бы мне пришлось дать напутственный совет молодому человеку, который только собирается вступить на жизненный путь, я бы сказал ему следующее: “Если ты собираешься добиться больших, общепризнанных успехов, то, самостоятелен ли ты или вынужден продавать свою работу, не начинай своего жизненного пути с мыслью получить из работы, во что бы то ни стало, как можно больше денег. При выборе призвания в жизни предоставь решение своей первой мысли, что придет в голову в ответ на вопрос: где мне пристроиться так, чтобы лучше всего применить мои силы на пользу общества? Где нужнее будет моя работа в интересах общества? С этими мыслями вступай в жизнь деятеля, и первые шаги твои в ней будут первыми шагами к успеху!”
Джон Дэвисон Рокфеллер. Как я нажил 500 000 000 долларов. Мемуары миллиардера. - М.: АСТ. - 2017. - с.223-224

Этот совет основан на собственном опыте Рокфеллера - он был так рад поступить на работу, что три месяца (четверть года) работал усердно, без получения жалованья:

"Хотя сперва меня хотели отдать на учебу в университет, по достижении мною шестнадцатилетнего возраста родители мои сочли за лучшее для меня оставить школу, которую я почти закончил‚ и отравили на несколько месяцев в торговую школу в Кливленде. 
Там изучали бухгалтерию и знакомили учеников с главными принципами торговой науки, торгового обращения и т.д. Из этой школы, несмотря на то, что я пробыл там очень недолго‚ всего несколько месяцев, я вынес много пользы. По окончанию ее, я невольно столкнулся с вопросом: где мне найти место? В течение долгих дней и недель я обивал пороги всевозможных магазинов и контор, всюду обращаясь с вопросом: не нужно ли ученика? Но всюду встречал отказ, ученика не было нужно, и лишь очень немногие снисходили до разговора со мной. Наконец, один коммерсант из кливлендских доков попросил меня зайти после обеда. Я был вне себя от восторга: наконец-то что-то мелькнуло вдали, наконец-то начинается. 
Меня охватил ужас, что и эта счастливая случайность улетит от меня после столь долгих, бесплодных поисков. Я прямо не мог дождаться момента, когда можно будет пойти, и когда мне показалось, что наступил момент для отправления, чуть не бегом побежал к своему будущему принципалу. «Я возьму вас на пробу» - сказал мне будущий хозяин; но о жалованье ни он, ни я и слова не проронили. Это было 26 сентября 1855 года. Фирма называлась «Гевит и Теттл». Рвение мое было колоссально, и, кроме того, в сравнении с другими учениками, я имел громадное преимущество. Оно заключалось в указанном уже мною методе воспитания моего отца: он вел вместе со мною беседы и рассуждал над вопросами практического характера и, сверх того, я уже из школы вынес знакомство с принципами торговли, так что обладал порядочным запасом торговых познаний, которые я мог развивать. Затем на мою долю, по счастливой случайности, выпала судьба заниматься с бухгалтером, который отлично вел свое дело и был искренне мною доволен. 
Первого января следующего года Теттл выдал мне жалованье за первую четверть года службы - пятьдесят долларов, - вполне приличное вознаграждение за мои труды, которыми я остался вполне доволен."
Джон Дэвисон Рокфеллер. Как я нажил 500 000 000 долларов. Мемуары миллиардера. - М.: АСТ. - 2017. - с.15-17 


Тут, по крайней мере, всё логично: в начале профессионального становления необходимо включаться в работу, поближе к профессионалам и работать, принося пользу обществу. Вот как Рокфеллер описал пользу, которую сам приносил своим хозяевам:

"Мне поручили ревизию счетов‚ т.е. приходилось делать проверку каждой отдельной статьи счета, и все счета фирмы проходили, так сказать, через мои руки, и я с должной добросовестностью относился к этому делу. 
Однажды,это я припоминаю необычайно ясно, я зашел по делам в контору соседа - коммерсанта. В это же время к нему явился местный подрядчик и представил огромный счет. А коммерсант принадлежал к числу вечно занятых людей, как директор и член‚ вероятно‚ целой полудюжины обществ. Он бегло взглянул на гигантский счет; на итог, и обернулся к бухгалтеру со словами: «Пожалуйста, уплатите по счету!» 
Я как раз в то время неоднократно просматривал счета этого подрядчика и тщательно проверял каждый его итог. И это, своего рода, беглое знакомство и распоряжение об уплате было мне очень не по душе, так как я убедился в пользе для своих хозяев тщательного контроля счетов. У меня было твердое убеждение, - полагаю, что его теперь разделят со мною много современных коммерсантов, - что мой контроль, - нечто вроде экзекуции, освобождающей деньги моих хозяев из жадных лап поставщиков, - дело более ответственное, чем другие мои занятия.” 
Джон Дэвисон Рокфеллер. Как я нажил 500 000 000 долларов. Мемуары миллиардера. - М.: АСТ. - 2017. - с.20-22. 

ВЫВОД: Что ученик 7-го класса должен понять из неполной цитаты Рокфеллера - не ясно. С каким выдуманным предположением он должен согласиться и на каких основаниях - тоже не ясно.

4. Проект своего бизнеса

Ну каконец-то мы добрались и до "проекта".

Напоминаю предыдущее содержание учебника:

1. Бизнес нужен для того, чтобы "делать деньги".

2. В процессе "делания денег" формируется работоспособность, ответственность, умение соотносить свои желания с желаниями других людей и пр.

3. Рокфеллер всех запутал: с одной стороны - он "известный американский бизнесмен", а с другой, по мнению авторов учебника, - призывает к "отсутствию корыстных целей".

Теперь посмотрим на три шага, следуя которым ученики 7-го класса учатся создавать свой бизнес:


Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.97

Выбранное четырьмя семиклассниками направление бизнеса вполне укладывается в схему:

1. Внимательно изучи товар. Вот почему они весь урок рисовали автомат. Изучали его внимательно.

2. Без товарищества не обойтись. Вот они и собрались вчетвером, не сидят в одиночестве.

3. Оцени материальные возможности. Ну тут смешно. Какие материальные возможности у ребенка 13-ти лет. На сэкономленные 100 рублей можно купить пластмассовый автомат.

ВЫВОД: Вот так бездарно дети проводят время в школе. Вероятно, это была модная проектная технология в стиле AGILE.