Началась эта история с домашнего задания Игоря Леонардовича Викентьева (http://vikent.ru/) вычитать (т.е. задать вопросы, привести примеры и т.п.) Гугл-облако, посвященное формированию у школьников и студентов навыков исследовательской деятельности.
Тема интереснейшая, Игорь Леонардович говорил о том, что с 7-го класса вполне возможно ставить навыки исследовательской деятельности.
Благодаря семикласснику, который рассказал об одном уроке обществознания, я узнала о
1) школьном проекте;
2) реализации проекта школьниками;
3) посмотрела учебник обществознания - Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
Но обо всём по порядку.
На школьных уроках дети делают "проекты". Настал такой момент и для урока обществознания. Детям было дано задание продумать собственный бизнес. Для этого ученики сами поделились на группы по четыре человека в каждой.
Кто-то из участников группы, в рамках поставленной задачи, придумывает бизнес, с которым все остальные конформисты соглашаются: торговля оружием. Остаток урока один из шиолкьников на листе А3 рисует автомат и... всё. Урок закончен. "Проект" должен быть продолжен на следующем уроке.
Теперь самое время открыть учебник обществоведения 2017 года (новенький) и почитать - что же, потенциально, хотели от детей?
Что не так поняли дети, весь урок занимаясь ерундой?
1. Параграф 11. Виды и формы бизнеса
Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.91
И всё? Бизнес - это "делать деньги"?
Обратимся к толстенным словарям. По крайней мере, становится ясно, откуда более конкретно переформулировано определение в учебнике:
"Бизнес - предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником обогащения".
Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: "Советская энциклопедия", 1989г. - с.138
"Бизнес - предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода".
Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", СПб.: "Норинт", 1998г. - с.127
1989 год - источник обогащения;
1998 год - источник дохода;
2017 год - получение прибыли (то, что осталось после всех затрат). На прибыль можно купить яхту. Или футбольный клуб.
Что не учтено в этом определении? Социальные аспекты бизнеса. Современный бизнес - это решение насущных актуальных для общества проблем. Что бизнес дает региону (государству)? Какова социальная отдача от бизнеса?
Предположим, есть собственник средств производства (бизнесмен, занимающийся бизнесом). Какая у него цель? Если бизнес - это источник обогащения, то он получает деньги и заботится только о себе. Если он следует надсистемному подходу в бизнесе, то его цель - общественное благополучие (за счет прибыли проводит исследования для разработки новых и общественно полезных продуктов).
ВЫВОД: "Делать деньги" - это очень мелкая цель.
Читать по теме: Достойная цель по Г.С. Альтшуллеру (десять критериев) - http://vikent.ru/enc/418/
2. Причина и следствие
Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.93
"В предпринимательстве формируются...." или НЕ формируются.
Самое время семиклассникам задать вопрос (который им, видимо, никто не задаст, а сами они и не догадаются о подвохе): Всегда ли гарантированно из причины - занятий предпринимательской деятельностью будет следствие - формирование (процесс) ценных качеств личности? Не пропущены ли какие-нибудь уровни? Не поменялись ли местами причина и следствие?
ВЫВОД: В учебной деятельности семиклассников формируются такие ценные качества личности, как умение соотносить цели - со средствами достижения. Или НЕ формируются. Если учебный подход алогичен.
Читать по теме: Логические ошибки в доказательствах по Аристотелю - http://vikent.ru/enc/1635/
"5. Аристотель отмечает ошибку в доказательствах и умозаключениях, когда неправильно понимается связь основания и следствия - когда полагают, что на основании того, что если есть одно, то необходимо есть другое, можно сделать заключение, что если есть это другое, то необходимо есть и первое. Аристотель указывает, что такого необходимого следования нет. Так, из того, что у больного лихорадкой высокая температура, вовсе не следует, что человек с высокой температурой болен лихорадкой.
6. Аристотель указывает и такой вид ошибочных доказательств, в которых то, что не является причиной, принимается за причину. Эта ошибка встречается в доказательствах через невозможное."
3. Кейс - совет Д.Д. Рокфеллера
Вот обрезанная (без начала) цитата Д.Д. Рокфеллера в учебнике:
Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - с.97
Авторами учебника задан вопрос: "Можно ли согласиться с автором в том, что отсутствие корыстных целей пролагает путь к успеху?"
Вопрос опять связан с причиной-следствием (см. выше). Всегда ли бескорыстность является залогом успеха? Достаточно ли бескорыстности для достижения успеха? Не пропущены ли уровни рассуждений (системные уровни)?
Об этом ли говорил Д.Д. Рокфеллер или НЕ об этом?
Давайте почитаем, с каких слов начинается то самое напутствие, меняющее направление цитаты:
"Если бы мне пришлось дать напутственный совет молодому человеку, который только собирается вступить на жизненный путь, я бы сказал ему следующее: “Если ты собираешься добиться больших, общепризнанных успехов, то, самостоятелен ли ты или вынужден продавать свою работу, не начинай своего жизненного пути с мыслью получить из работы, во что бы то ни стало, как можно больше денег. При выборе призвания в жизни предоставь решение своей первой мысли, что придет в голову в ответ на вопрос: где мне пристроиться так, чтобы лучше всего применить мои силы на пользу общества? Где нужнее будет моя работа в интересах общества? С этими мыслями вступай в жизнь деятеля, и первые шаги твои в ней будут первыми шагами к успеху!”
Джон Дэвисон Рокфеллер. Как я нажил 500 000 000 долларов. Мемуары миллиардера. - М.: АСТ. - 2017. - с.223-224
Этот совет основан на собственном опыте Рокфеллера - он был так рад поступить на работу, что три месяца (четверть года) работал усердно, без получения жалованья: