Е.А. Соколова в разговоре про важность математических знаний однажды рассказала мне о том, что дети из математических классов (по сравнению с учениками обычных классов) показывают лучшие результаты на уроках русского и литературы.
Связав русский язык и математику можно вспомнить А.Н. Колмогорова, который занимался математической лингвистикой и дал определение падежа, ямба и пр.
В.А. Успенский в "Предисловии к математике" предлагает объединить преподавание деловой прозы и математики, сконцентрировав обе дисциплины в руках... преподавателя математики.
Это призказка, не сказка, сказка будет впереди.
Передо мной юная трудолюбивая барышня 13 лет. "Кажется, она не всё понимает по математике", - говорит мама.
Барышня не соглашается: "Я что-то понимаю, а что-то нет... сегодняшнюю новую тему я почти поняла..."
Ноябрь, треть учебника позади. Тычем пальцем: это знаешь как решать? а это? а вот это? а дроби? Барышня качает головой. Проверяем далее и оказывается ожиданное:
Дроби не даются - нет понимания, что целое можно поделить - нет понимания таблицы умножения (и самой таблицы умножения в памяти тоже нет) - нет навыка счета - нет наработанного чувства числа.
Приехали. Сколько веревочке не виться, а что дети 6 лет, что дети 13 лет без наработанного навыка количественного сравнения, без построенной мысленно числовой прямой далее никуда не идут. И занятия с выпавшим из обоймы математических знаний семиклассником начинаются не с графиков функций, а с простого счета до 5, до 10, с переходом через десяток и т.д.
Отсутствие фундамента - наработанного навыка количественного сравнения - оставляет ребенка витать в облаках и дрыгать ножками.
А закладывать кирпичики для прочности фундамента необходимо в 5 - 6 лет.
Можно и в 13, конечно. Но поздно. Хотя лучше поздно, чем ещё позже.