Назад к списку

Математическая смекалка и детский ТРИЗ

15 октября - день рождения Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя ТРИЗ. 

Игорь Леoнaрдoвич Викентьев, руководитель VIKENT.RU - крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению Творческих личностей, в online-лекции № 172 рекомендовал задавать тризовцам вопросы: https://www.youtube.com/watch?v=N-8F1EQ86l4

Скопируйте себе вопросник, спрашивайте преподавателей, слушайте ответы. 

Я НЕ преподаю ТРИЗ, потому что НЕ обладаю соответствующей квалификацией.
Решатель ТРИЗ - человек, который имеет практический опыт использования ТРИЗ (курс «Икар и Дедал»: 120 часов, 200 письменно решенных творческих технических задач). 
Преподаватель ТРИЗ - человек, создавший СОБСТВЕННЫЙ уникальный (не списанный) задачник по «железному» ТРИЗ с собственными решениями для своего учебного курса. 

Большой вопрос: зачем детям 5-8 лет «железный» ТРИЗ (для решения электро-механических задач)?

++++++++++++

Что делают преподаватели ТРИЗ? Назову этот эффект "обальзаминиванием» детей. 

✅ Есть задача старинная логическая про волка, козу и капусту. 


«Это — тоже старинная задача; встречается в сочинениях VIII века. Она имеет сказочное содержание. Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека «никто никого не ел». Человек все-таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?» 
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. Изд. 8–е. - М.: Наука, 1965. - с.15 

Дети легко решают задачу, смоделировав переправу из пластелина и повозив фигурки через реку многократно. 

Дети ничего НЕ придумывают: вот задача, вот река, вот крестьянин, коза, волк и капуста. И всё. Река внезапно не высохнет. Волк, чудом, не лишится аппетита. 

Задача тренирует абстрактное мышление, учит оставаться в рамках задачи, отсекает «а вот если...» 

Помните, как Бальзаминов мечтал: «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь.» 

Воображение может помочь решить задачу.

➖ Фантазии мешают, потому что уводят за рамки задачи (от сути задачи).

 Эта старинная задача взята для тренировки творческого мышления преподавателем ТРИЗ Валентиной Ивановной Бояркиной

Источник: https://www.facebook.com/groups/MKTRIZ/permalink/795453037464555/

Цитирую:

«На занятиях по ТРИЗ мы такие задачи переводим в изобретательские. Ну, что он туда-сюда ездит? Надо переправиться за один рейс. А нельзя! Почему? С дедом можно только один груз добавить. А почему всем нельзя загрузиться? Лодка утонет. А-а-а, так вот в чём дело! Плавучести не хватает. А можно увеличить плавучесть? Какие плавучие ресурсы обычно есть на берегу? Брёвна! Связать несколько бревен, привязать этот плотик к лодке и переправиться всем за один раз! 
И ещё одно направление для размышления: почему, собственно, надо всех в лодку грузить? Может коза или волк плавать умеют? Тогда их просто к лодке надо привязать и они сами речку переплывут. Проверить это мы сразу не сможем, а вот плавучесть капусты определить довольно просто – надо просто кусок капусты в кастрюлю с водой кинуть! О, плавает! Так что мешок с капустой можно просто к лодке привязать! И дед может сам переплыть, а лодку с козой и волком и, привязанной к лодке капустой, притащить к другому берегу на буксире. Так что получили ещё один вариант, как можно было за один рейс переправиться! Ну, как вам такие повороты мысли?» 

Вопросы возникают с допущений: 

«по условию задачи капуста должна соответствовать по весу волку или козе» (Неужели?) 

Продолжая: «лодку с козой и волком и, привязанной к лодке капустой, притащить к другому берегу на буксире» 

Зачем учить ДЕТЕЙ выдумывать несущественные для решения математической задачи параметры, ресурсы для которых фантазируются тут же, на месте? 

В сказках так бывает. Шёл Иван, нашёл три артефакта - РОВНО все три ему и понадобились тут же.Только в жизни и математике по-другому обычно бывает: «Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось.»

Остерегайтесь дурного фантазирования. Сказка ложь, да в ней намёк. 

+++++++++++++++++++++++

Благодарю уважаемую Валентину Ивановну, Автора задачи по мотивам волка-козы-капусты, за диалог. Привожу его целиком:
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=715459022144695&id=100010418113005

С уважением, 

Руководитель математического клуба ЛИСА

Надежда Владимировна Братчикова