Что такое творчество - сие есть тайна для многих, но тем же многим доподлинно известно, что творческим человеком быть хорошо и одобряемо.
Однажды мне рассказали смешную историю про творческого сотрудника архитектурного бюро, который в момент совещания и рассматривания чужих бумажных чертежей их ловко порвал, а озадаченным коллегам сообщил, что это перфоманс.
Время от времени на моих глазах разворачиваются не менее интересные истории.
История № 1.
Мальчик приведен мамой для исправления двойки, являющей оценку его знания по математическому моделированию. Нам следовало научиться решать уравнения с двумя неизвестными и для этого была нужна система координат на плоскости: ось абсцисс, ось ординат, ноль, стрелочки.
Оказалось, что рисование сей конструкции юному математику не осилить.
Сопротивление шло шаг за шагом:
- Он рисовал прямые без линейки;
- Цифры ставил с другой стороны от осей;
- Спорил о том - нужны ли стрелочки и категорически их не рисовал;
- Расстояния между числами выбирал произвольно;
- Сначала рисовал на графике прямую y=x, а потом подбирал под неё числа на осях так, чтобы решение соответствовало любому уравнению по теме;
- Отказывался записывать уравнения на бумаге, произнося буквы вслух;
- Записывал только одну часть уравнения.
Однако довольная мама ласково глядела на сына: "Он такой артистичный и ко всему творчески подходит".
История № 2.
Учащийся младшей школы приведен мамой для освоения программы школьного курса. При диагностике выясняется отсутствие понимания понятия "существенный признак". Речь, конечно, шла не о "вороне и конторке", а о более приземленных вещах - по какому признаку можно объединить объекты в два множества (состоящие из трёх элементов и одного элемента).
- Из картинок выделить лишний объект. заяц, ёжик, белка, чемодан.
И ещё ответ: "Лишний заяц - заяц один может менять цвет от природы" (Опять ошибка: чемодан может от природы менять цвет, полежав на солнце. И белка меняет цвет шубки).
- Из картинок выделить лишний объект: воробей, пчела, улитка, самолет.
- Из картинок выделить лишний объект: блин, автомобильная шина, ожерелье, браслет
Ответ: "Лишняя шина - она резиновая" (Проверка ответа: как одним словом назвать оставшиеся предметы?)
Ещё ответ: "Лишнее ожерелье - оно из бусинок" (Проверка ответа: как одним словом назвать оставшиеся предметы?)
После занятия мама высказала мнение, что детей не следует учить подобным вещам (теории множеств + мыслительным операциям), потому что это мешает им быть творческими личностями, мешает видеть полную картину мира.
Вывод 1:
Эти два характерных примера иллюстрируют отсутствие понимания родителями термина "творчества", что приводит к одобрению у детей склонности к т.н. "дурному творчеству" - 1) замену решения задачи иллюзиями о том, как её можно решить, чтобы было весело и/или 2) "творческому" самооправданию нежелания решать задачу.
Вывод 2:
Мышление развивается от навыка сравнения, через анализ и синтез, к обобщению и абстракциям. Пропуск этапов НЕ способствует "расширенному восприятию мира".
I. «Задача поэтапно решается путем осуществления мыслительных операций. [...]
1. Сравнение, вскрывающее отношения сходства и различия между соотносимыми объектами.
2. Мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составные элементы (анализ).
3. Мысленное воссоединение элементов в целостную структуру (синтез).
4. Абстракция и обобщение, при помощи которых выделяются общие признаки, "освобождаемые" от единичных, случайных и поверхностных "наслоений".
5. Конкретизация, являющаяся обратной операцией по отношению к абстрагирующему обобщению и реализующая возврат ко всей полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта».
Л.М. Веккер. Психика и реальность: Единая теория психических процессов, М., "ПЕР СЭ", 2000 г., с. 253.
II. «Предметом психологического исследования является мышление индивида как процесс в закономерностях его протекания, в причинной зависимости результатов мыслительного процесса от его условий. По своему составу это процесс анализа и синтеза, взаимосвязанных между собой, и производных от них абстракции и обобщения. […] Для перенесения решения надо при помощи анализа условий той и другой задачи вскрыть, что есть в них общего. За переносом стоит обобщение, являющееся в свою очередь результатом анализа и синтеза».
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии СПб: Издательство "Питер", 2000 с.336-337
III. "Обобщение есть результат глубокого взаимодействия анализа и синтеза: анализа отдельных зависимостей и синтеза выявленных их общих черт в форме основны понятий"А.Д.Александров. Математика, её содержание, методы и значение.
Математика. Ее содержание, методы и значение. Том первый. (Ред. А.Д.Александров, А.Н.Колмогоров, М.А.Лаврентьев) Издательство Академии наук СССР, Москва, 1956 - с.43
Вывод 3:
А.К. Звонкин в книге "Малыши и математика" задаёт вопрос - как, не подавив желание решать задачу нестандартным способом, развить способность решать задачу, не выходя за её рамки: "Человек по-настоящему творческий умеет предложить неожиданное, нестандартное решение и при этом остаться в рамках задачи. Сложить шесть спичек колодцем - тут я согласен, это решение творческое. Счесть же бородатого старика тетей или автомобильную шину одеждой - нет".
Ответ - через развитие адекватного восприятия, лежащего в основе формирующейся у дошкольника картины мира.
Воспринимаемый нами мир ограничен ведром, надетым на голову. Это ведро мы называем "картина мира". Язык математики помогает описать то, что на внутренних стенках не обозначено (например, электричество или магнитное поле).
Чем яснее интуитивное понимание математики (наработан навык "чувства числа", количественного сравнения, чувства выделения существенного признака и т.д.), тем "прозрачнее" картина мира и тем менее в ней "дурного творчества".
Для самостоятельного ознакомления:
Качества творческой личности по Г.С.Альтшуллеру - http://vikent.ru/enc/132/