МИФ: есть дети, которые не способны от природы к математике (им, в отличие от "способных" детей, математика даётся сложнее).
Ключевой вопрос в рамках этого мифа: существуют ли методы, которые позволяют преодолеть врожденную "неспособность"?
Метод один: последовательное введение математики в жизнь ребенка (начиная с возраста 3-х лет) через профессионально составленную программу, содержащую определенные принципы, при осмысленной положительной оценке математики родителями ребенка (полезна, нужна, красива, …).
Если обучение детей математике строится на вышеописанном фундаменте - дети растут "способными" к математике. Этот фундамент можно назвать "фундаментом глубокого заложения" (фото из интернета):
Если такой фундамент не заложен - ребенку придется выстраивать отношения с математикой, подставляя подпорочки. Если математику начать изучать с программы 5-го класса, не беря во внимание основы (количественное сравнение, выделение существенного признака) и пройденный материал - дети не способны к математике (фото из интернета).
Метафора: для того, чтобы качественно построить второй этаж дома, необходимо заложить фундамент и построить первый этаж. Если начать сразу со второго этажа, подставляя вниз, по мере строительства, нижний этаж и подпорочки, получится так себе.
Поэтому: если родители говорят, что ребенок гуманитарий, необходимо начинать с самого главного навыка - навыка количественного сравнения (независимо от того, умеет ребенок считать или нет) и последовательно накладывать на него весь курс обучения.
Лайфхак “Как сделать из ребенка гуманитария”
0-3 года: По теории множественных интеллектов Г.Гарднера дети рождаются, в т.ч., с логико-математическим интеллектом. У одних детей он может генетически быть развит больше, у других - меньше (а более развит, например, кинестетический интеллект).
3-7 лет: Детей учат по программам, в которых нет глубокой связи между количествами и числами (или осуществлен быстрый переход от понятных предметов к абстракциям чисел). Прилежный ребенок, не овладевший навыком количественного сравнения, выучивает наизусть результаты несложного дошкольного сложения/вычитания и радует взрослых доставанием результатов счета из памяти без количественного наполнения.
Такие дошкольники НЕ могут решить задачи типа:
1. Определи закономерность и выбери следующее число: 5 3 6 4 7 …
2. Каким этажом сверху будет шестой этаж девятиэтажного дома?
3. Кобра длиннее гадюки, гадюка длиннее ужа. Укажи самую короткую змею.
8-11 лет: Математические программы начальной школы впаривают детям правила и формулы. Вчитайтесь и запомните: "Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность". Это правило висит на стене класса рядом с доской, его запоминают всю начальную школу, но даже к переходу в среднюю школу (5 класс) не каждый ребенок может в уравнении х - 9 = 1 узнать “неизвестное уменьшаемое” и составить по уравнению задачу.
12-15 лет: Началось развитие лобных долей мозга, отвечающих за абстрактное мышление. Мозг (Джон Медина: Правила развития мозга вашего ребенка) заинтересован в выживании. В образовании мозг заинтересован насколько, насколько образование помогает выживанию. Математика как нельзя лучше помогает развивать абстрактное мышление,
однако
к этому возрасту ребенок, прошедший предыдущие два этапа, основанные на зубрежке, математику начинает тихо ненавидеть и игнорировать.
“Если в возрасте до трех лет развитие нейрональних путей можно сравнить с ростом ветвей дерева, то в подростковом возрасте происходит два противоположных процесса – дополнительный рост новых путей и одновременная обрезка старых. Хотя, возможно, кажется, что наличие многих синапсов – вещь полезная, мозг считает иначе, и в процессе учебы сокращает удаленные синапсы, при этом белое вещество (миелин) идет на стабилизацию и усиление тех связей, которые активно используются. Отбор проходит по принципу use it or lose it: «Используем? Оставляем! Не используем? Избавляемся!». Соответственно, занятие музыкой, спортом и в целом любая учеба побуждают к формированию и сохранению одних связей, а лежание на диване, созерцание MTV и игра в компьютерные игры – других”.
Источник: http://progenes.livejournal.com/44697.html
16 лет: Готово. Связи не сформировались. Ребенок - гуманитарий.