Неопубликованная запись
Креативный дизайнер без знания математики
В мае 2018 года мы с группой детей, идущим по курсу композиции, гуляли по Русскому музею, и бабушки-смотрительницы интересовались золотым сечением. А что такое «золотое сечение»? — удивлялись они вслед детям.
На уровне бабушек-смотрителей золотым сечением заинтересовались и дизайнеры!
Смотрим на "творение" креативного дизайнера и оцениваем вред, который плакат наносит окружающему миру (и нашим детям).
1. Первое, на что обратим внимание — на формулу плаката:
Определение: Золотое сечение - это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
1) Исходя из определения ясно, что если
a+b - это весь отрезок,
a - большая часть
то, по определению, верно (a+b)/a = a/b
а вовсе НЕ то, что написано на картинке:
2) Кроме того, если вспомнить действия с дробями, то так, как на картинке, тоже НЕ выйдет:
(a+b)/a = a/a + b/a = 1 + b/a
«Например, наши школьники до сих пор свободно складывают дроби, тогда как американские студенты давно уже думают, будто ½ + 1/3 = 2/5»
В.И. Арнольд. Что такое математика? — 4-е изд. — М.: МЦНМО, 2012. — c.30
Разочарование: может быть, некоторые наши школьники и свободно складывают дроби — однако некоторые наши дизайнеры дроби складывают излишне свободно. Как американские студенты по В.И. Арнольду.
2. Второе, на что обратим внимание — это золотая спираль
Понятно, почему её запихнули на картинку — это символ совершенства: «Якоб [Бернулли] писал, что логарифмическую спираль “можно сделать символом как стойкости и постоянства в трудных обстоятельствах, так и человеческого организма, который после всех перемен, даже после смерти, восстанавливает свое подобие и полное совершенство”».
Марио Ливио. φ - Число Бога. М.: АСТ, 2015г. - с.177
Теперь посмотрим на мужчину на картинке. С наклоненной головой.
И вспомним, как строили композицию картину мастера живописи: по золотой спирали они расставляли фигуры.
Сандро Ботичелли. Рождение Венеры
Венера не сама по себе в золотой спирали, она - часть композиции:
Карл Брюллов. Последний день Помпеи
По золотой спирали от выделенной светлым фигуры:
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
Золотая спираль не только обходит Мадонну, но и описывает композиционное пространство картины:
Теперь вернёмся к плакату, где золотая спираль надета на героя как на корову седло.
Вывод: дизайнеру не обойтись без знания математики и художественного вкуса.
1. Будете проходить с ребёнком мимо плаката (фотография сделана в июне 2018 г.), ткните пальцем в преобразования дробей и скажите назидательным тоном: «Не будешь учить математику — станешь креативным дизайнером».
2. А потом ткните пальцем в расположение спирали и спросите ребёнка: 1) Что не так на картинке со спиралью? 2) Как бы ты разметил(а) на картинке спираль? И добавьте еще более назидательно: «Не будешь знать математику — станешь рисовать креативные картинки».
+++++
Спирали на картинах великих мастеров обозначил Д.Е. Бойко.
С уважением,
Надежда Владимировна Братчикова
Математический кружок для креативных (а как же!) лисят