В сентябре 2021 года в математическом клубе ЛИСА откроются новые группы 🦊
📜 ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. 25: О важном шаге родителей пятилетних детей
Весной родители начинают активно присматривать детям кружки на осень. Родителей интересуют условия занятий, день недели, в который будут занятия, частотность занятий и пр. Сегодня мы рассмотрим одну частотную ошибку, которую допускают родители, планируя жизнь ребёнка.
Но прежде — ответим на три важных вопроса:
1. Что заставляет родителей искать математический кружок?
2. Какие приёмы заложены в методике преподавания математики для пятилетних детей?
3. В чем состоит математическое творчество?
Причины, по которым родители пятилетних детей ищут математический кружок, по моим наблюдениям, сводятся к следующим пяти:
1. Стараются попытаться попробовать. Вдруг ребёнку понравится математика?Родители не уверены в том, что математика может ребёнку понравиться. Но если вдруг понравится. — это будет хорошо. Родители ждут творческих занятий, весёлой и увлекательной математики.
2. Ребёнок «любит» математику: считает, решает задачи, просит ещё считать и ещё задач.Любознательные дети задают родителям математические вопросы и те не уверены, что могут на них ответить и помочь ребёнку в освоении математики.Родители ждут удовлетворения любопытства ребёнка через объяснения и подтверждения уровня развития.
3. Тревога за будущую учебу ребёнка в первом классе.Родители считают, что к школе нужно готовиться. «Подготовка к школе» в школах начинается с 6-ти лет. Родители не уверены, что за год их дети успеют достойно подготовиться к школе и поэтому собираются начать подготовку раньше, с пяти лет, в математическом кружке.Родители ждут постановки важных для школы навыков (сидеть ровно минут сорок, складывать и вычитать в пределах десяти), которые дети должны обрести до школы, потому что дальше в кружок ходить бессмысленно — будет учить школа.
4. Горький опыт занятий математикой со старшими детьми-школьниками.В семье есть старшие дети, которые уже учатся в школе и активно не любят математику (и с репетиторами тоже не любят). Родители не уверены, что готовы вынести повторение математических терзаний, поэтому младшего ребёнка собираются заранее учить математике, не дожидаясь грядущих нервотрепок.Родители ждут освоения ребёнком школьной программы.
5. Родители смотрят в 5-ый класс, минуя начальную школу. Они предполагают, что ребёнок из дворовой школы, сдав экзамены, перейдёт в физмат-школу.Родители уверены, что детям нужна крепкая математическая база и множество других умений, помогающих решать задачи. Скажем, умение сосредотачивать внимание.
Родителей интересует методика математического кружка для пятилетних детей
Подготовка к изучению математики осуществляется посредством сенсорного воспитания детей (контрасты, составление пар, сериационные ряды и пр.) Множество пособий позволяет развернуть ключевую концепцию десятичной системы и дать общий алгоритм арифметических действий.
Важную роль при обучении детей математике играют следующие методические приёмы:
1) «От конкретного — к абстрактному».
2) «Знакомство с количествами — знакомство с символами-числами — сопоставление количеств и чисел».
Главный секрет занятий: знания, полученные на занятии, необходимо закрепить, сделав домашнее задание.Это достаточно сложная мысль, потому что в первом классе запрещено давать детям домашнее задание. А тут в пять лет, за два года до школы, нужно делать домашнее задание? Т.е. родителям придётся сидеть рядом с детьми каждый день, организовать режим дня так, чтобы оставлять специальное время на домашнее задание, подбадривать детей и помогать им в выполнении домашнего задания?Да. Домашние задания нужны для того, чтобы приучать детей к систематической работе.Домашние задания — это урок самодисциплины, настойчивости и управления собственным временем.Домашние задания учат детей приступить к работе, сделать работу, завершить работу и ответить за результат.На старте родителям нужно осознавать, что в кружок ребёнок идёт не один - за хрупкими плечами ребёнка стоят уверенные, полные сил родители, готовые ребёнку помочь.
Родителям придётся:
а) заставить себя контролировать ежедневное (еженедельное) выполнение домашнего задания;
б) пожертвовать собственным временем ради выполнения ребёнком домашнего задания.
Иначе ребёнок будет отставать от детей, которые делают домашнее задание (закрепляют пройденный материал). И, самое ужасное, ребёнок будет видеть, что он отстаёт. Но ребёнок не скажет, что он отстал из-за того, что не делает домашнее задание. Он скажет, что математика скучная и не интересная.Не выполнившим домашнее задание детям не нравится вопрос: «Покажи домашнее задание». Они не скажут, что не сделали домашнее задание, потому что не смогли организовать себя и родители им в этом не помогли, а скажут, что у них не было времени (ни минутки).
Родители спрашивают: «Это авторское видение методики?»
Ответ: это общепринятая методология преподавания.
Родители пятилетних детей предпочитают кружки «творческой математики»
Творчество в математике определил Анри Пуанкаре — один из величайших математиков в истории человечества, который охватил все математические области своего времени. Творить — это отличать и выбирать. А чтобы научиться отличать и выбирать, детям необходимо много знать, уметь, выполнить много домашних заданий, прорешать множество задач.
«Какое ж тут творчество? — спрашивают родители. — Это каторга».
Да, вовсе не танцы с бубнами.
Теперь пора указать на ошибку, которую могут допустить родители
Представим гипотетических родителей, которые:
а) хотят постараться попробовать поводить ребёнка в кружок, вдруг ребёнку понравится;
б) не имеют времени, чтобы помогать ребёнку выстраивать режим дня и оказывать поддержку с домашним заданием;
в) ставят задачу ребёнку — подготовиться к школе, то есть: знать последовательность числового ряда от 1 до 20, читать и записывать числа от 1 до 20, сравнивать числа от 1 до 20, складывать и вычитать числа в первом десятке и с переходом через десяток, решать задачи на нахождение суммы, на увеличение и уменьшение числа, на нахождение неизвестного слагаемого, на нахождение остатка, на разностное сравнение и пр.
С одной стороны, количество тем, которые должен усвоить ребёнок, даёт понять, что потребуется приложить множественные усилия. С другой стороны, пункты а) и б) означают, что родительских усилий прикладывать не планировалось. Возникает противоречие между необходимостью заниматься математикой и невозможностью заниматься математикой.В результате, ребёнок учится отлынивать от выполнения домашнего задания и придумывать отговорки. Родители отдавали ребёнка в математический кружок вовсе не для этого.
ВЫВОД: Решение родителей отдать ребёнка в математический кружок должно быть осознанным. Много родительского времени и сил уйдёт на занятия с детьми.
Возможно, отдав ребёнка в 5 лет в математический кружок, вы делаете Ход-1 из Жизненной Стратегии Творческой Личности (ЖСТЛ) Генриха Сауловича Альтшуллера.
Заметка с примерами: 🌐 https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-25-o-vajnom-shage-roditelei-pyatiletnih-detei