Фотография Н.В.Братчиковой
6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей образования (ИТМО, Политех), промышленности и органов власти с организаторами «Олимпиада национальной технологической инициативы» (http://nti-contest.ru/).
«Олимпиада НТИ» – командные инженерные состязания школьников, дающие привилегии при поступлении в некоторые университеты России (иными словами: школьники включаются в решение олимпиадных технических задач и победителям обеспечивается социальная признанность).
Встречу проводил Алексей Федосеев, директор Центра интерактивных образовательных технологий Московского политехнического университета, зам. руководителя Рабочей группы НТИ «Кружковое движение».
На встрече обсуждались вопросы талантов:
- Кто те таланты, которые будут создавать технологии будущего?
- Как выявить таланты?
Дети были разбиты на три уровня, кардинально друг от друга отличающиеся:
- участвуют в профильных олимпиадах
- готовятся к ЕГЭ
- занимаются в кружках технического творчества (прохладно относятся к школьной программе и проваливаются на отборе первого этапа олимпиады).
Олимпиада НТИ представляет собой два этапа отсеивания:
1. Онлайн олимпиада по профильным предметам.
На этом этапе отсеиваются не мотивированные дети с низким уровнем предметных знаний. Такие дети, при решении сложных инженерных задач, не смогут опираться на знания основ физики, математики, информатики, и будут в заведомом проигрыше перед детьми, владеющими базовыми основами предметов.
Ребенок, занимающийся в кружке технического творчества, умеющий работать руками, но троечник, перекрывает себе путь ко второму этапу олимпиады, к командной работе и наградам.
2. Олимпиада по типу хакатонов - фабрика звездных команд. Команды 4 дня разрабатывают, собирают, испытывают и предъявляют готовый продукт. При этом дети решают подзадачи:
- Как сделать продукт? Был поднят вопрос: способны ли школьники за 4 дня олимпиады создать продукт, который был бы кому-нибудь интересен? Являются ли они творчеством в смысле создания нового и полезного?
- Как самоорганизоваться в команде? Кому что надо выучить (новый язык программирования, паять, и пр.), как распределить роли.
- Как выбрать направление работы (в какую команду вступить) для того, чтобы увидеть интересующие ребенка нарождающиеся профессии?
Проблема: пересечение детей в пунктах 1 и 2 количественно низкое: если школьник хорошо пишет предметную олимпиаду - не работает руками; если работает руками - презирает обязательность предъявления школьных знаний.
Возможное решение: детей которые имеют практическую направленность (умеют работать руками), "подтягивать" по предметам.
Были названы инженерные компетенции:
- Проектная логика
- Видение предметной линейки создаваемых продуктов
- База знаний: математика, физика (механика, электроника), программирование (системотехника)
Проблемы Олимпиады НТИ:
- Уровень решений детьми задач низкий, не интересный взрослым.
- Отсутствие популярности инженерных направлений (как убедить родителей, выбирающих ВУЗы, в важности выбора детьми инженерных направлений и участия в инженерных олимпиадах?).
- Создание портала школьных портфолио с результатами олимпиады для просмотра работ (кодов) работодателями, подбирающими себе кадры еще до поступления у ВУЗы.
- Проведение онлайн олимпиады: как сделать (без использования видеокамер) высокопроцентный отсев тех, кто решал онлайн олимпиаду не сам, а с помощью Наставников.
ВЫВОДЫ:
- Университеты ИТМО и Политех + работодатели заинтересованы в абитуриентах, имеющих а) опыт командной работы; б) подготовленных технически (Agile, SCRAM); в) с фокусировкой на базе знаний (физика, математика, программирование).
- По итогам разговора с Полиной Дятловой (доцент кафедры"Теоретическая механика" физико-механического факультета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), директорцентра научно-технического творчества молодежи (ЦНТМ) и Фаблаб Политех), возраст детей нашего кружка (5-6 лет) - самое время для того, чтобы посетить Фаблаб Политех, посмотреть на лаборатории и поучаствовать в мастер-классах. Что мы вскоре и сделаем.
- Существует пример школьного кружка технического творчества с высокими изобретательскими результатами, который вел И.Л. Викентьев (кружок "Юный изобретатель").
Пример кружка, в котором дети показывали результаты на уровне взрослого творчества:
Игорь Леонардович Викентьев, руководитель HTTP://VIKENT.RU/ - крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению творческих личностей (http://www.triz-chance.ru/vikent.html) вел ТРИЗ-кружок для школьников, в котором дети решали сложные железные задачи и показывали результаты. НЕ просто участвовали в олимпиаде и показывали решения НЕинтересного взрослым уровня, а решали поставленные им жизненные производственные сложные железные задачи.Видео И.Л. Викентьева:
И.Л. Викентьев. РЕШЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ - Техническое творчество в лаборатории «Юный изобретатель»: https://www.youtube.com/watch?v=WZxMBVBu2z0&lc
Статьи И.Л. Викентьева:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТРИЗ и ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ http://www.triz-chance.ru/methodica.html
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в ЛАБОРАТОРИИ "ЮНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ" http://www.triz-chance.ru/rodsobr.html
О ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ http://www.triz-chance.ru/researchers.html
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ(версия 1.2) http://www.triz-chance.ru/dominanta.html