Родители говорят, что дети хотят только давить на кнопки компьютеров, елозить пальцем по экранам телефонов, и больше ничего не понимают и не хотят знать. Поэтому ребёнку находят репетитора.
Ребёнок, понимающий математику - это ли не чудо?
Подобное чудо родители могут сами организовать дома и подтянуть ребёнка по математике, если зададут себе важные вопросы и будут придерживаться нижеследующих принципов.
1. Ответьте: "Зачем заниматься математикой?"
Ошибочная стратегия: "Математика никому не нужна, и мне лично она в жизни не пригодилась!"
Взрослый, с которого ребёнок берёт пример, вопиющий вербально и невербально о никчемности математики, не может заинтересовать ребёнка математикой, если с математикой у ребёнка начались проблемы.
Выигрышная стратегия: Найдите хотя бы пять примеров, когда в жизни Вы применили математику. Например:
- прикинуть (приблизительная оценка): хватит ли денег в кошельке на тележку с продуктами, набранную в магазине;
- как сшить платье, преобразовав понравившуюся выкройку по своим размерам;
- как переставить мебель в комнате, сперва в уме (чтобы не двигать мебель туда, где она не поместится);
- как посчитать бюджет ремонта квартиры (количество обоев, краски, ...);
- как выбрать оптимальный маршрут до школы/магазина/работы.
- и т.п.
2. Ответьте: "Я умею трудолюбиво профессионально выполнять порученную мне работу, проявляя самоконтроль и отринув эмоции?"
Ошибочная стратегия: "У меня такое никогда не получалось и не получится, потому что мне это не нужно!"
Ребёнок "считывает" информацию с родителей. После того, как Вы ответили на вопрос, посмотрите на ребёнка - научили ли Вы его в детстве самоконтролю?
Джон Медина (молекулярный биолог-эволюционист) в своей книге «Правила развития мозга вашего ребёнка» написал: «Если вы хотите, чтобы в дальнейшем у ребёнка развивались способности к математике, лучшее, что вы можете сделать для этого в раннем возрасте, - научить его контролировать собственные побуждения».
Выигрышная стратегия: Начните поручать ребёнку выполнять домашнюю работу, придумывайте вместе с ребёнком долгосрочные планы, которые будете вместе выполнять и т.п.
3. Ответьте: "Я обесцениваю то, что у меня не получается?"
Ошибочная стратегия: Вспоминая басню "Лиса и виноград", можно проследить стратегию Лисы, которая, осознав, что достать виноград не получается, и, не смотря на голод, обесценивает виноград ("зелен виноград").
Если ребёнок не может учиться по математике (потому что не понимает её), учителя отмечают это в дневнике соответствующими оценками и замечаниями. В ответ ребёнок включает механизм психологической защиты - обесценивание: "Да кому нужно учить математику? Кому надо - тот пусть и учит. Тебе, мама, нужно? Ты и учись". И ребёнок перестаёт учиться.
Получается замкнутый круг: я не учусь, потому что не получается учиться и не получается учиться, потому что не учусь.
Выигрышная стратегия: Вместо механизма психологической защиты - обесценивания (направленного на ослабление психического дискомфорта и реализующегося в рамках неосознанной деятельности психики) нарабатывать копинг-стратегии (механизмы совладающего поведения): 1) самоконтроль и 2) планирование решения проблемы и пр.
4. Ответьте: "Что я ожидаю от ребёнка?"
Ошибочная стратегия: 1) "Хочу того, не знаю чего" выражается в запросе: "Главное, чтобы ребёнок вырос счастливым (хорошим человеком, реализовал свой потенциал и т.д.). Неопределённость оставляет ребёнка наедине со своими страхами.
2) "Ребёнок должен быть таким, каким я его себя представляю". Даже если придётся пришить ему глазки-пуговки (Нил Гейман "Коралина в стране кошмаров")
"– Нам бы очень хотелось, чтобы этот дом стал тебе родным и чтобы ты осталась здесь навсегда. Если сама этого захочешь. [...]
– Только для того, чтобы ты осталась, нам придется проделать одну пустячную операцию.
Они вошли в кухню. На кухонном столе стояла фарфоровая тарелка, накрытая черной салфеткой, на которой лежали длинная серебряная игла и две большие черные пуговицы. [...]
– Мы хотим только одного – чтобы ты была счастлива, – сказала она и положила руку Коралине на плечо."
Выигрышная стратегия: 1) Возьмите лист бумаги, ручку, закройтесь в комнате часа на три, и крепко подумайте, а потом перенесите на бумагу качества характера ребёнка, которые помогут ребёнку жить. Что поможет ребёнку жить? Может быть, чистоплотность?
2) Вы обладаете этими качествами? Можете подавать ребёнку пример?
3) Что Вы делаете для того, чтобы эти качества характера у ребёнка развивались?
5. Ответьте: "Я умею сомневаться?"
Ошибочная стратегия: Объяснять ребёнку мир, исходя из своих знаний, из своих привычек, из своих психотравм.
Выигрышная стратегия: Научите ребёнка сомневаться и постоянно задавайте ему вопрос (если речь идет о математике) "По какому правилу ты так решил? Что предшествовало твоему выводу? То, что ты делаешь - это то, к чему ты привык или это наилучший способ действовать?"
Список вопросов можно продолжать...
© Братчикова Надежда Владимировна, 2016. Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник