Скан мой. Сочинение ученика 4-го класса.
Темы, на которые детям приходится писать сочинения - минирование детского будущего. Вместо того, чтобы учить детей выделять главное и выявлять конкретные стратегии, детей учат делать абстрактные описания, которых они толком не понимают.
Предыстория:
- Какая главная мысль "Цветика-семицветика"? Честные ребёнкины глаза и ответ: "Надо делать добрые дела".
- А какие именно "добрые дела" надо делать? Очень честные ребёнкины глаза и очень честный ответ: "Ну... добрые".
1. Не рекомендую задавать детям описательные сочинения на абстрактные отвлеченные темы "о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви".
Более того, любой разговор со взрослыми, в котором взрослые используют для оценки неясные, даже для себя, абстракции, вреден для детей. Любые абстракции, которые выходят за рамки представлений ребёнка, не развивают у ребёнка писательский стиль. Напротив! Дети привыкают (!) использовать в мыслях, разговорах, оценках и сочинениях наборы слов, которых они не прожили и не понимают. Дети формируют привычку ума (!) давать оценки, которых толком не понимают - не понимают, о чем говорят.
Рекомендую задавать сочинения по историческим и/или деятельным темам:
1. Совершил то-то (что было сделано для успеха/победы)
2. Оценка с высоты лет (ясные выводы)
3. Рекомендация ныне живущим (конкретные советы)
Повторение материала (что было сделано для успеха/победы) - ясные выводы - определенные рекомендации.
Рекомендация, сделанная ребенком, типа "надо всем делать добрые дела" - ни о чем. Благодарим за рекомендацию, Вы съели наше время. А то мы до этого не знали, что дела добрые привествуются, а не добрые - не приветствуются. А делать-то что конкретно?
2. Не рекомендую поддерживать детские безумные фантазии, абстрактность выражений и риторические украшения, прячущие отсутствие мыслей.
Рекомендую учить детей излагать мысли ясно (и заботиться о том, чтобы мысли были конкретными).
Рекомендация, сделанная ребенком, об изготовлении бескоенчного воздушного шара - ни о чем. Как сделать? Кто будет делать? Изготовление бесконечного воздушного шара может потребовать бесконечного времени. Для кого эта рекомендация?
Задачник для родителей:
Задача 1. Оцените полезность написания детьми сочинений по темам:
- Река в лунную ночь
- Лес в лучшую свою пору
- О том, что видела птичка в далеких землях
Задача 2. Какую бы тему для сочинения Вы бы выбрали по сказке Аксакова "Аленький цветочек"?
"Дочь меньшая, любимая" была у лесного чудища двенадцатая. Как оно приманивало девиц?
Забавный фантазийный вариант развития событий (для взрослых) - в "Ведьмаке" Сапковского (глава "Крупица истины").