Назад к списку

Сравнение программ учебников 1 класса 

В интернете есть статьи, авторы которых сравнивают программы 1 класса по разным учебникам и приходят в уныние. Сравнивать учебники можно по разным критериям: например, пропорционально - сколько страниц одного учебника занимает другой учебник.

Приведу своё сравнение двух программ 1-го класса по следующим учебникам:

  • А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк: АРИФМЕТИКА. Учебник для первого класса начальной школы. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва, 1959
  • Школа России. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Москва "Просвещение", 2011.
  • Школа России. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Москва "Просвещение", 2012.

За 52 года, которые лежат между учебниками, программа начальной школы с 3-х лет увеличилась до 4-х. Т.е. с 27 учебных месяцев (сентябрь-май) до 36 месяцев.

Можно предположить, что материал учебника 1 класса А.С.Пчёлко = материал учебника 1 класса (1 и 2 части) М.И.Моро + материал учебника 2 класса (1 часть) М.И.Моро.


Итак, чему учились дети на уроках математики в 1959 году:

1. Счет в пределах 10-ти ("Прибавить и отнять 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) + задачи ("Мама принесла с огорода 4 корзины с морковью, а Таня 2 корзины. Сколько всего корзин с морковью принесли они?")

2. Измерения (в порядке введения в учебнике):

- метр ("Измерьте длину класса шагами. Измерьте длину класса метром. Измерьте ширину классной комнаты шагами, а затем метром")

- килограмм ("Миша помог бабушке донести с рынка 3 кг картофеля и 2 кг моркови. Поставьте вопрос и решите задачу")

- литр ("Колхозница налила в один бидон 12 л молока, а в другой на 4 л меньше. Сколько литров молока она налила в оба бидона?")

- сантиметр ("Измерьте длину своего платья, длину рукава, как это делают портнихи")

3. Второй десяток ("Разложите 14 палочек в две кучки: 4 палочки в одну кучку, а остальные — в другую. Сколько палочек в другой кучке?")

4. Сложение без перехода через десяток ("В библиотеку записались сначала 7 учеников первого класса, а потом ещё 12. Поставьте вопрос и решите задачу")

5. Увеличение и уменьшение на несколько единиц ("У Пети 6 книг, а у Миши на 4 книги больше/меньше. Сколько книг у Миши?")

6. Вычитание однозначных чисел без перехода через десяток ("Столяр должен починить 18 стульев. Он починил 6 стульев. Сколько стульев ему осталось починить?")

7. Задачи в 2 действия ("Во дворе играли 10 мальчиков. Потом пришли ещё 5 мальчиков, а 3 мальчика ушли домой. Сколько мальчиков стало во дворе?")

8. Сложение и вычитание с переходом через десяток ("У мальчика было 8 книг. Ему купили ещё 5 книг. 3 книги он дал читать товарищам. Сколько книг осталось у мальчика?")

9. Вычитание двузначных чисел ("В городе надо было построить 18 домов. 16 домов уже построили. Сколько домов осталось ещё построить?")

10. Умножение/деление на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ("Составьте задачу, которая решалась бы так: 1) 9лх2 = 18л. 2) 18л+ 2 л = 20 л")

11. Первая сотня ("Отложите 4 десятка палочек, 7 десятков, 3 десятка, 9 десятков")

12. Сложение, вычитание, умножение и деление круглых десятков ("В январе глубина снега была 40 см, а в феврале на 10 см больше. Какой глубины был снег в феврале?"; "В классе 40 учеников. В библиотеку записались 30 учеников. Сколько учеников из класса ещё не записалось в библиотеку?"; "3 мальчика сделали каждый по 20 колышков для огородных растений. Сколько всего колышков сделали мальчики?"; "Для работы на школьном огороде 40 учеников разделились поровну на 4 бригады. Сколько учеников было в каждой бригаде?")

Задача на повторение: "Летние каникулы продолжаются 3 месяца. Сколько книжек можно прочитать во время каникул, если прочитывать в месяц по .. . книг? (Дополните и решите задачу)"

Чему учатся дети на уроках математики Школы России:

1. Числа от 1 до 10 (и 0).

2. Точка. Прямая, кривая, отрезок, луч, ломаная.

3. Равенство. Неравенство ("У кого больше? У кого меньше?)

4. Многоугольники (треугольник, квадрат).

5. Измерения (в порядке введения):

- сантиметр

- килограмм

- литр

- дециметр

6. Уменьшение и увеличение на несколько единиц

7. Сложение и вычитание до 10 ("Пока Миша с мамой ждали свой поезд, прошло 3 товарных поезда и 2 скорых. Сколько всего поездов прошло?"). Слагаемые и сумма.

8. Задача: условие, вопрос, решение, ответ ("В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2 карандаша. Сколько всего карандашей?")

Эта задача, с ответом, демонстрирует детям тему: 6 + 2 = 8 

Ответ: 8 карандашей

Непонятно, почему задан вопрос о том, сколько ВСЕГО карандашей (полагаю, что ОЧЕНЬ много), а считаются только те карандаши, которые лежат в коробке и на столе задачи?

А потом дети вырастут, и к сформулированным ими задачам/определениям будут придираться. 

"Известен случай, когда абитуриенту заявили, что его определение окружности неверное. Он сформулировал его так: "набор точек, равноудаленных от данной  точки". Правильным ответом, по мнению экзаменатора, было "набор всех точек, равноудаленных от данной точки". В другой ситуации ответ на тот же самый вопрос посчитали некорректным, так как кандидат забыл упомянуть, что расстояние должно быть ненулевым".

Френкель Э. Любовь и математика. Сердце скрытой реальности. – СПб.: Питер, 2016. – с.52

Вот ещё прекрасная, считаю, задача: "На ёлке было 6 шаров. Пришла Снегурочка, и шаров на ёлке оказалось на 3 больше. Сколько стало шаров?" Оказалось!!!!

9. Задачи с вопросами "На сколько больше/меньше?"

10. Перестановка слагаемых.

Опять задачи. "Было 5 тарелок, но 2 тарелки разбились. Поставь вопрос и реши задачу"

Хочется спросить: какова предпосылка суицида 2-х тарелок? Почему автор задачи поставил противопоставление "но". Можно ли предположить, что мы не должны были ожидать от тарелок подобного поведения?

"В коробке 7 конфет, в вазочке 3 конфеты. Сколько всего конфет?"

Дада! Конфет ОЧЕНЬ много! И у меня они тоже есть.

11. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

12. Числа от 11 до 20.

13. Сложение и вычитание через 10.

А вот прекрасное! Вот они - ноги зубрёжки в математике. Набор заклинаний!

Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М. : Просвещение, 2011г. - с.67

Предлагается запомнить не только эти равенства, но и, на следующих страницах, много других. 

В конце учебника 1 класса содержатся задачи повышенной сложности.

Типа такой: "Масса дыни 3 кг, а арбуза 7 кг. На сколько килограммов арбуз тяжелее дыни?"

Задачи повышенного уровня для детей, окончивших 1 класс:


Переходим ко 2-му классу:

1. Числа от 1 до 100. Десятки, сотни, единицы. Однозначные, двухзначные числа. Сложение и вычитание.

2. Измерения:

- Миллиметр

- Метр

- Рубль. Копейка

- Час. Минута.

3. Длина ломаной

4. Порядок выполнения действий. Скобки.

5. Числовые выражения.

6. Периметр многоугольника

7. Коммутативое св-во сложения

Внезапно (?) - логика

Моро М.И. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М. : Просвещение, 2012г. - с.71

8. Буквенные выражения

9. Уравнение.

10. Проверка сложения/вычитания.

Проверка усвоенного в Ч.1 материала:

ВЫВОД

В результате сравнения получилась такая таблица (желтым цветом указано отсутствие материала другого учебника):

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что главное, чего лишены дети в первом классе Школы России, по сравнению с первоклассниками 1959 года - таблицы умножения (от 2 до 10).


В то время как дети Школы России, по сравнению со своими предшественниками, осваивают бОльшее количество единиц измерений, знакомятся с элементарными понятиями геометрии, и начинают решать уравнения.


Субъективные, обнаруженные мной минусы программы Школы России (1 класс ч.1 и ч.2, 2 класс ч.1): 


  • Несколько формулировок задач показались мне не корректными (И.Л.Викентьев http://vikent.ru/vikentyev/ говорит: "Это плохая инвестиция в будущее"); 
  • Детям предлагается запомнить (!) результаты сложения. Подмена развития чувства числа зубрёжкой.