Опираясь на статистическую уверенность занятий математического кружка, можно сказать, что ошибку "Я разберусь сам!" чаще допускают мальчики.
Маркер ошибки: При работе с новым материалом ребёнок
а) игнорирует инструкции педагога, придерживающегося методического принципа "от простого к сложному";
б) отказывается прорабатывать материал предшественников - материал, описанный умными людьми ещё до рождения ребёнка (например, задания со спичками Я.И.Перельмана) и т.п.), способствующие наработке видения проблематики задачи.
Вместо того, чтобы последовательно, при методическом участии педагога, нарабывать навыки взаимодействия (с материалом, с людьми и т.п.), ребёнок говорит: "Я разберусь сам!" или "Я буду делать сам!" или "Я сделаю другое!" или "Я сделаю лучше!" и пр.
Пример: Игра "Кирпичики" содержит несколько уровней действий (от простого к сложному), которые может совершать ребёнок + 60 разработанных карт красивых решений.
Цепочка действий ребёнка:
1. Ребёнок получает задание, в результате которого он должен взаимодействовать с чем-то новым, чего ранее не было в картине мира ребёнка (должен сделать нечто новое).
2. Ребёнок пробует сделать пару раз теми способами, которыми привык, но новая деятельность не получается.
3. Ребёнок игнорирует помощь педагога и отказывается выполнять деятельность по правилам.
4. Ребёнок сообщает: "Я сделаю СВОЁ!", "Я разберусь САМ!"
5. После пары попыток разобраться, ребёнок
а) пытается порадоваться тому, что получилось (но получается порадоваться не очень, потому что сравнение СВОЕГО творения с предложенным педагогом не выдерживает критики);
б) переходит к следующей стратегии: "Свалить от решения задачи".
Шаги ребёнка, демонстрирующие стратегию "Я разберусь сам!":
1. Ребёнок выхватывает любую карточку и, игнорируя инструкции, пробует (безрезультативно) собрать кирпичики по картинке.
2. Следует взрыв негодования.
3. Ребенок говорит: "Не надо мне карточек, я сделаю СВОЁ!".
4. После пары попыток собрать что-нибудь не слишком корявое, которое, к тому же, не будет рушиться немедленно, ребёнок или
а) пытается порадоваться своей "постройке" (некритичность) и привлечь к одобрению "творения" окружающих детей, занятых собственной наработкой способов решения задачи;
б) сметает кирпичики и карточки (критичность) и наотрез отказывается работать дальше (стратегия "Свалить от решения задачи").
Результат, получаемый в результате использования стратегии "Я разберусь сам!", обсудили Д.М.Пучков и И.Л.Викентьев:
"И.Л.Викентьев: "Масса молодых людей: "Я разберусь сам". ... К сожалению, без серьёзного обучения такого нет".
Д.Ю.Пучков: "Приведу пример. ... Книга написана, по всей видимости, каким-то молодым человеком, который делится собственными наработками в области тренировки памяти. Начинается с его предисловия, что он почитал какие-то книжки и ЕМУ ЭТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Методики, изложенные там, ему не понравились. И ОН НАЧАЛ ИСКАТЬ СВОЁ. Я аж замер от восторга. Ибо, примерно, за последние 2000 лет, ничего нового в этом деле не придумано. Вот мозг работает определенным образом, давно это всё нащупали, разработали методики, способы и средства - вот так это делать. И что же у тебя там дальше?...Ну, далее покопавшись, он внезапно понял, что это правильные методики и надо действовать вот так. Но глупость поражает. А ты не пробовал сначала делать так, как говорит товарищ сержант? Когда научишься, как товарищ сержант, может, ты что-то своё придумаешь."
И.Л.Викентьев: "То, что Вы сейчас назвали - это новый пучок докторских. ... Я могу сказать, что на самом деле это страшно, потому что, скорее всего, это молодой человек, он почитал какую-то дурную книжку, что нужно проявлять экспертное мнение, он назвал себя экспертом... Потом он путём обмана, чтения дурных лекций, семинаров и тренингов заработал первые деньги... И вот головка начинает течь. Почему это бо-бо? Потому что периодически такой человек попадает на консультацию или в тусовку небольшую, где он ... 3 минуты... ну, вы знаете: ряд вопросов, и он узнает... кто он есть на самом деле ну хотя бы на российском фоне. Ужас в том, что это необратимо.Человек подсаживается на эндорфинные вещи. Он крут, что-то еще".
https://youtu.be/WeQJJnjpy00?t=4932
См. со времени: 1:22:01