Неопубликованная запись
Ребенок "потерял задачу" по Я.А. Пономареву
Есть дети, которые регулярно "теряют задачу" по Я.А. Пономарёву.
Время их включенности ограничено, на занятия они ходят вместе с кем-то (или ради кого-то) и не задерживаются в коллективе.
Сидит такой ребенок на занятии - присутствует - время от времени привлекает к себе внимание, отвечает невпопад, отказывается что-нибудь делать, или не отказывается - и делает что-то своё (относит дом к множеству транспорта, собирает множество обуви из чего попало, ...)
Они приходят не заниматься, а рассказать о себе. Они ждут одобрения, безусловного подтверждения важности своих рассказов ни с того ни с сего посреди занятия, когда вся группа, высунув языки, что-то переделывает (который раз). В такие моменты они зевают и говорят: А вот у меня.... А моя мама сказала, что я.... Я знаете куда поеду? ... Я...
На вопрос о результате они туманятся глазами и начинают делать вид, что что-то делают. Имитируют деятельность. Изображают деятельность.Они привыкли изображать - и так изображают, что можно верить.
Сколько им лет? Бывает, что уже четыре.
"Дети охотно приходят в школу, не торопятся уходить домой. Но в классе - пассивны, очень редко поднимают руки, равнодушно относятся и к сравнительно успешным ответам и к провалам. Школьники этой категории почти не имеют никакого опыта специфической умственной работы. Пытаться действовать в уме, пытаться думать - для них непривычный и нежелательный труд. Дети стараются уклоняться от решения задач в уме. Их не захватывают занимательные задачи, требующие обдумывания. В большинстве случаев такие ученики или вообще не принимают учебных задач, которые перед ними ставятся, или же руководствуются ими очень небольшой промежуток времени, а затем "теряют задачу".
Я.А. Пономарев. Знания, мышление и умственное развитие. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1967. - с.231
++++++++
С уважением, Н.В. Братчикова
Математический кружок для лисят 🦊 MathLife.ru