Однажды мне понадобились двуцветные кубики (кубики Кооса).
Это было в 2016 году и оказалось, что, на тот момент, взять их готовыми было неоткуда, были только два варианта:
- или дорогой диагностический материал у Иматона (тест «Кубики Коса» в 1939 г. был включен американским психологом Дэвидом Векслером в батарею субтестов для измерения интеллекта: 9 кубиков, 2 цвета, 10 карточек с узорами);
- или четырёхцветные кубики Б.П.Никитина («Сложи узор»).
В математическом клубе ЛИСА как раз была группа пятилетних детей, которые оставались равнодушными к любым обычным кубикам (дома наигрались), четырёхцветные были для них слишком сложными, а двуцветные детское внимание привлекли ещё как!
✅ Первое задание традиционное (диагностическое): есть образец - следует по нему выложить кубики. С этим заданием дети справились быстро и весело.
✅ Второе задание: расположить кубик в пространстве всеми возможными способами.Мы, конечно, и ранее строили проекции, смотрели на предметы с трёх сторон, но никогда ранее столь пристально не рассматривали кубики.Зафиксированные результаты дети раскрашивали на изображениях «пустых» кубиков. Нам понадобился только красный карандаш (удобно, белый цвет использовать не надо, дети от раскрашивания не устают).На фотографии пример работы ребёнка, 5 лет, до потери интереса. Видно, что рисунки повторяются, и найденные положения не исчерпывают все способы расположения кубика Кооса в пространстве.
Кстати, очень сложно (и не только для пятилетних детей, но и для 6-8-летних) рисовать диагонали «в правильную сторону», дети много ошибаются.
Кубики оказались интересны и родителям, приглядывающим за малышами. Им кубиков, правда, не досталось: пришлось крутить кубик в голове (и шепотом переговаривались на тему «сколько всего положений может быть у кубика?»)