Первый год занятий (6+)
в математическом клубе ЛИСА
Занятия в математическом клубе ЛИСА проходят один раз в неделю. В группе обычно 4-6 детей. На дом выдается домашнее задание. Педагог задаёт математическое направление и организовывает атмосферу работающего коллектива.
ВСЕ фотографии, использованные в данной статье, сделаны в математическом клубе ЛИСА на занятиях с шестилетними детьми (один год до школы) в учебном году (2024-2025 гг.)
Дети приходят в математический клуб ЛИСА, не умея держать в руках карандаши. Жизнь шестилетних детей перенасыщена математикой: подготовка к школе в садике и, может быть, в выбранной для дальнейшей учебе, школе. Пятилетним детям нет необходимости писать от руки, шестилетним детям приходится писать карандашом и ручкой.
На занятиях мы осваиваем азы математики и привыкаем к написанию цифр. Обычно родители говорят, что в приоритете осваивать больше и быстрее продвигаться по математике. Скорость шестилетних детей зависит от того, на что педагог НЕ может повлиять: от выполнения домашних заданий. Если спросить детей "для кого вы делаете домашнее задание?", все дети без сомнений отвечают: для мамы.
Спешить в 6 лет по математике некуда. (Это в 5 лет есть куда спешить. В пять лет начинают заниматься дети, у которых впереди длинная математическая перспектива, физматшколы, техническое будущее. Год с 5 до 6 дает им нехилый старт и отрыв от сверстников.) А в 6 лет спешить некуда. Важнее математики - познакомить детей с правилами взаимодействия в коллективе. Например, почему нужно добавлять слова "пожалуйста" и благодарить. Почему неприемлемо демонстративно швырять предметы и портить чужие работы. Как себя вести в коллективе, если кто-то отстает, а кто-то сделал быстро и скучает. Что делать, если не получается: принимать ли помощь и помогать ли тому, у кого не получается.
Первые занятия посвящены правильному написанию цифр и составу чисел первого десятка. В это время мы рассказываем и рисуем числовые сказки, работаем с мозаиками, счетными палочками и множеством других пособий. Самая большая трудность для детей: а) запомнить правильную ориентацию цифр (в какую сторону пишем); б) правильный порядок написания (например, когда "1" дети пишут снизу вверх).
В это трудное время родителям приходится сидеть рядом с детьми дома, когда дети пишут цифры, водить вместе с ними рукой по бумаге, чтобы поставить правильный навык.
Темп у детей разный: кто-то основательный, кто-то быстрый, а кто-то постоянно отвлекается и его приходится возвращать к заданию.
В математическом клубе ЛИСА много пособий. В первое время детям предлагаются разнообразные мозаики.
Иногда детям сложно нарисовать цифру, используя определенную мозаику. Абстрактный образ цифры не рисуется :)
Детям приходится на занятиях разговаривать как с преподавателем, так и друг с другом. Обнаруживается разный словарный запас детей, разная сложность мира. Это нормально, дети разные. Одна из педагогических задач на занятиях: познакомить и синхронизировать коллектив детей, чтобы они начали понимать друг друга, понимать "языки", на которых они друг с другом разговаривают.
Сказка про Курочку Рябу всем известна. Мы попытались поймать момент до того, как мышка хвостиком махнула. Момент известный, а как его понимают дети? По-разному.
На занятиях дети учатся не только писать и считать. Дети учатся сравнивать (находить различие и сходство). Сравнение - это важная операция для развития понятийного мышления. Первая композиция: Белки на поляне. Вторя композиция трансформировалась в третью: Чудик - в Лунтика.
Правильному написанию цифр детей надо учить, многократно повторять и корректировать. Быстрее запомнить написание цифр получается у детей, которым дома помогают родители.
На занятиях мы находимся в рамках научного подхода (математика - это язык науки). Поэтому дети приучаются сначала наблюдать, потом строить гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы. Следующие две фотографии иллюстрируют, как дети нашли интервал и повороты, которые позволят при опрокидывании одной плашки уронить всю конструкцию. Не у всех детей это получилось. Тогда, после удач (и неудач), дети предложили систему построений (махали руками и показывали "на пальцах"): должно быть так, а так не получается. В результате уронить плашки получилось у каждого.
Проговаривание и осмысление своих действий - важный момент занятий. Необходимо сказать так, чтобы поняли, и понять, что сказали другие. Сказка "Волк и семеро козлят"
К новому году дети решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
На рисунках детей - новогодняя лиса.
После нового года мы повторяем счет до 10, разбираем переход через десяток и начинаем решать задачи.
Родители отмечают, что при выполнении домашней работы приходится сидеть рядом и показывать на своихх руках, на своих пальцах - работать рядом с детьми и за детей.
Для того, чтобы выполнять домашние задания, родителям необходимо создать ребёнку несколько условий:
1. Регулярность.
Определите время, когда удобно заниматься. Поставьте на это время будильник. Скажите ребёнку, что в это время у вас занятия и будут они продолжаться 5-10 минут. Каждый день.
2. Присутствие взрослых рядом с ребёнком.
Это совместное время занятий. Родители и дети пишут месте. Если надо - родители держат карандаш поверх того места, где держит ребёнок. Родители загибают пальцы вместе с ребёнком.
Таким образом, родители, для которых приоритетны занятия детьми математикой, формируют у детей привычку:
- заниматься каждый день;
- каждый день выделять время для занятий.
На занятиях мы говорим о симметрии, о лабиринтах и о многом другом.
Так идёт работа. Мы играем, складываем, вычитаем, придумываем задачи. Ошибаемся - исправляем ошибки - ошибаемся - исправляем ошибки...
Рисунки детей в День космонавтики:
Сложное задание для детей - нарисовать "весну" (так, чтобы всякий, кто будет смотреть на картину, сказал: "да это же весна!"). Задание сложное, абстрактное - формализовать весну. Дети смотрят - кто что нарисовал. Кажется, два рисунка похожи ))
Обоснование детей:
1) Это как я с мамой выхожу на свой день рождения.
- Мы рисовали на какую тему?
На весну. Это как я весной выхожу.
- А почему это весна?
Потому что здесь сосульки. Здесь птички начинают возвращаться. Стаи целые. Голубое небо.
2) Солнце светит, птички вернулись, облачка, грибочки растут, деревья.
- А почему это не лето?
Потому что грибочки весной появляются.
3) Начинает греть солнце. Появляются цветочки. И прилетают птички из теплых краев.
- А почему это не лето?
Потому что птички прилетают.
Сложное абстрактное задание (как абстракцию лабиринт "движения" изобразить?) Что такое "движение" для шестилетних детей?
Анри Матисс "Красная комната" (картина - в Эрмитаже). Дети нарисовали картину по описанию, не видя оригинал:
- на картине комната,
- в комнате стоит стол и стул,
- к столу подходит женщина,
- на столе стоят разные предметы, фрукты,
- в комнате окно,
- в окне пейзаж - деревья.
Когда дети увидели саму картину, то сказали: какое же это "окно"? Это картина на стене. Похоже, что дети затруднились нарисовать деревья за окном и посмотрели, что что рисует. В этом и есть синергия учебной группы: кто-то догадался, остальные тоже начали разбираться.
Последние проверочные перед летним отдыхом. Каникулы - и детей ждёт школа, первый класс. Дети прилично считают в первом и втором десятках и решают задачи на части и целое.
Мы не успели разобрать задачи на сравнение ("на сколько" больше/меньше) - с этого и начнём занятия в октябре.
Вся информация о грядущих и будущих проектах математического клуба ЛИСА - в группе VK: https://vk.com/math_life