ЛЕТНИЕ ЗАНЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАНГРАМА

11 июня 2017 года в центре "Искусство Мыслить Активно": развиваем чувственное восприятие

Повторение окружностей

На прошлом занятии, 04.06.2017 г., мы учились работать циркулем и рисовать окружности

Проверка усвоенных навыков:

1. На столе стояли модели люков - круглых и квадратных. Вопрос прошлого занятия: "почему же люки делают круглыми, а не квадратными?" поставил детей в тупик. 

Версия Дани: "наверное, если будут они квадратные - они будут падать" (трясет модель, квадрат слетает).  

- А внутрь они могут провалиться? а круглые?

Были попытки протолкнуть, согнув картон, круглые и квадратные крышки внутрь люка.

На вопрос: "как уронить квадратную крышку в квардартный люк, не сгибая ни люка, ни крышки?" ответила Маша - пока мальчики прогибали картон, он повернула квадрат и уронила внутрь крышку люка.

2. Работа с циркулями. Самое сложное оказалось: вспомнить, что надо фиксировать ножки циркуля и не сбивать поставленную иголочку.

Дети самостоятельно отвинтили винтики, вставили фломастеры, вспомнили, что иголочка и стержень фломастера должны быть на одном уровне. Пришлось напомнить, что для ровных окружностей необходимо фиксировать ножки циркуля.

Задание: окружность за окружностью, передавая свои листы по кругу, другим участникам, довести рисунки до законченного изображения (может быть, получится животное, или - не животное).

Сережа рычал на непослушный циркуль, менял листы, пока, наконец, окружность не вышла ровной: съезжала иголочка.

С окончательными картинками мальчики разобрались быстро (получились два снеговика, робот-циклоп), а после помогали Маше увидеть в ее картинке а) машинку, б) коляску.

Сказка, рассказанная танграмом

Организация

На занятии присутствовали четыре участника возраста 5-6 лет.
Время занятия - 60 минут

Цель занятия

Познакомить детей с головоломкой «Танграм», провести геометрическое исследование, практиковаться в конструировании, развить комбинаторные навыки.

Головоломку изготовили сами дети, мною же были заготовлены квадраты из цветной бумаги.

 

"Популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в Китае называют «чи чао ту», т. е. умственная головоломка из семи частей. Название «танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква»)".

Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. - стр.38

Иллюстрация квадрата, разрезанного на 7 частей - М.А. Екимова, Г.П. Кукин. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002г. - стр.24

Танграм. Математический кружок MathLife.ru

Обработка видео...

Сказка

В Китае жил император. У него был непослушный маленький сын, который не хотел учиться. Он капризничал и прогонял всех учителей, которых приводил китайский император. Император приводил учителей - учителя, в ужасе, убегали прочь.

- Сможет маленький император править большой страной, если не будет учиться?  

Император начал впадать в отчаяние, и тогда к нему пришел учитель математики. 
- О, император! - сказало математик. - Я принес интересную игру.
Император, тяжело вздохнув, позволил учителю пройти к сыну и, приготовив ведро и тряпку для вытирания слёз с драгоценного паркета, приготовился слушать вопли.

- Кто умеет громко капризничать и очень громко кричать?
- Мой папа очень сильно кричит от этого крика хочется плакать.

Появившись на пороге комнаты маленького сына императора, математик сразу перехватил его внимание: 

- Что тебе рассказать, о, сын великого императора? Чем потешить твое сердце? Чтобы ты, подпершись ладонью, очарованный, замер, внимая голосу моему и в твоих глазах проплывли бы картины неведомого. Ты бы зевнул сладко, веки тихонько сомкнулись, чтобы погрузить тебя в сон, продолжающий странствия по чудным мирам. Монотонным напевом втекали бы в тебя слова о том как Ёка Тор пошел на рыбалку на Мидгардского змея, как волк Фенрир грызет свою цепь из шагов кошки, голоса рыб и женской бороды. Как Один провисел семь дней пронзённый копьём и отдал глаз за глоток из Источника Всезнания. Как Локи перехитрил самого себя, притворившись кобылой, но Один от этой хитрости получил своего коня Слейпнира. О предсказании Вельвы и многом другом.. Деяния героев, замыслы богов, любовь, которая сильнее смерти. Месть, проходящая сквозь поколения и настигающая неизбежно...

Маленький сын императора перестал прыгать и подошел посмотреть на математика.
- Что это у тебя? - ткнул он пальцем в бумажный квадрат.
- Это сказка о далёкой африканской стране. 
Утром солнце озаряет просторы нильских берегов, вдоль которых тянутся к небу финиковые пальмы. По Нилу плывут лотосы, щелкают зубами крокодилы, щебечут птицы. Жизнь на берегах Нила оттеняет пустыню, таящую в себе пирамиды.

Священная птица ибис, с высоты полета смотрит на пирамиды. что она видит? Какую фигуру?

На стол я выставила пирамиду, собранную из конструктора. Что видим, если смотрм на нее сверху? какую фигуру?
- Пирамиду!
- Танграм!

- Наш квадрат - это (1) пирамида, которую мы видим сверху.

 

- Разрежь этот лист по диагонали, где сгиб, и посмотри: мы отошли от пирамиды вдаль и видим - стоят (2) две пирамиды. Время около пирамид течет неспешно, песка в пустыне много - (3) песочные часы. Над пирамидами порхает (4) бабочка, она подняла сильный ветер. Порыв ветра подхватил (5) кораблик, плывущий по Нилу.

 

- Возьми один треугольник, согни его пополам, а потом сделай разрез. Теперь у тебя в руках один большой треугольник и два маленьких треугольника.

Вслед кораблику махнул хвостом (6) нильский окунь и (7) распахнула страшную пасть большая тигровая рыба.
По берегам Нила растут (8) ели.

- Что, правда в Египте растут ели?
-Точно!
- Не обязательно! 

 

- Возьми большой треугольник и, пригнув вершину равнобедренного треугольника к его основанию, разрежь по сгибу. Что это за фигуры? Треугольник и трапеция.

Над Нилом пролетела священная птица (9) ибис, символ мудрости Египта. С головой ибиса древние египтяне изображали бога мудрости Тота.
Но вернемся к нашему (10) кораблику. Резво плывет он по Нилу, 

 

- Сложи трапецию пополам и разрежь по сгибу. Какие две одинаковые фигуры ты получил? Две трапеции.

Нил впадает в Средиземое море. Появляется (11) акула. Не причалить ли нам к берегу - вот и (12) дом на крепком фундаменте. Кто живет в этом доме? Посмотрите, около дома припаркована (13) ракета. 

- Кто живет в этом доме?
- Космонавт

 

- Одну из трапеций сложи так, чтобы получились треугольник и квадрат, разрежь по сгибу. 

Около дома сидит космонавт. Похож на космонавта?

- Похож на монстра!
- А где у него голова?
- Это заяц!

(14) Заяц. Слушает - одно ухо поднял. Что же он слушает? Может быть ждёт, когда вскипит (16) чайник? 

 

- Оставшуюся трапецию сложи так, чтобы получился параллелограмм и треугольник, разрежь по сгибу. 

Идем по (17) стрелочке. А вот и (18) хозяин - как он приветлив, снимает шляпу. Может быть, это не шляпа, а скафандр? Ну что ж, мы выпьем чаю, поговорим о погоде и попрощаемся - нам пора. Проводить нас вышла и сама (19) хозяйка. Она машет нам платочком, и говорит: "Счастливого пути". 

 

Задание 1 

Собрать фигурку из деталей танграма по карточкам с рисунками фигур в меньшем масштабе. Задается заведомая сложность решения, ответы - на другой стороне карточки.

Задание 2

Придумать свою фигурку, используя все семь частей танграма.  

Идея танграмовых сказок:
Grandfather Tang's Story

Обработка видео...