ЧУВСТВО ЧИСЛА (5+, 6+)
Таланты и способности ребёнка многомерны, именно поэтому столь непросто спроецировать их на реальный мир.
При сформированном чувстве адекватности представление человека о реальном мире адекватно отражает его познавательную деятельность.
Мнение ребенка должно иметь в своей основе факты и содержать веские доказательства.
С высокой долей вероятности, ребёнок не захочет работать в коллективе математического кружка, если
1. Ребёнку поставлен диагноз СДВГ
На занятиях работа идёт в коллективе, собранном из ярких детских индивидуальностей. При этом свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого ребёнка. На занятиях дети учатся договариваться, уважать друг друга, учитывать границы всех участников кружка, отделять эмоциональную реакцию от фактов.
С одной стороны, гиперактивным детям полезно учиться соблюдать границы и работать по правилам в коллективе, а с другой стороны - им, учитывая их ранимость, будет сложно противостоять коллективу, который не пойдёт на поводу обиды ("эмоционального Я") одного участника. Этот один ребёнок далее в кружок (т.е. в коллектив, диктующий правила) ходить не захочет.
2. Ребёнок уверен, что он "хорошо" знает математику (обычно это означает, что ребёнок мало ошибается при выполнении простейших арифметических операций в пределах первого десятка), сравнивая себя со "слабыми" сверстниками
На занятиях "хорошо" знает математику тот, кто выполняет домашнее задание. Последовательное выполнение домашнего задания закрепляет умения, полученные на занятии.
Дети, которые изначально уверены, что с математикой у них всё отлично (на фоне, например, своей детсадовской группы), неприятно поражаются тому, что в коллективе математического кружка есть и другие дети, которые НЕ хуже умеют считать. Даже если таких детей на первом занятии нет, к 10-му занятию выполняющие домашнее задание дети перегоняют "хорошо" знающих математику, но не делающих домашнее задание.
Удар по чувству собственной важности зело болезненный для ребёнка. Осознав, что он перестал быть лучшим, ребёнок далее в кружок ходить не захочет.
Обработка видео...
Возможные направления развития:
ИНЖЕНЕРИЯ
Рассуждают дети: лисята 5+ и НЕ лисята 8+:
Вопрос | ЛИСЯТА | Дети приходят в 8 лет |
- Кем ты хочешь работать, когда вырастешь? | С. 5 лет, рассказывает мама: "Мы ехали на занятия, и я поинтересовалась кем С. хочет стать когда вырастет, может быть, преподавателем или музыкантом. С. сказала: "Я же говорила, что ветеринаром и буду лечить всех животных бесплатно и бездомных тоже". Тогда я спросила, как же она будет приобретать лекарства на лечение, если станет работать бесплатно. И она ответила: "Тогда я буду лечить всех животных у которых есть хозяева за 1 рубль и лечить всех хорошо. Это дёшево и все будут приходить именно ко мне. И я смогу лечить бездомных животных." | С. 8 лет (3 класс): "- Я хочу стать изобретателем. - Что ты уже изобрёл? - Я в 1 классе ходил в кружок конструирования. - Что вы там делали? - Не помню. - А сейчас ты изобретаешь? - Нет. - Но ты хочешь стать изобретателем? - Да." |
- Кто-нибудь в твоём классе знает математику лучше тебя? | К. 7 лет (1 класс) : "Я думаю, это... учительница." | И. 8 лет (1 класс): "Никто"; Л. 8 лет (2 класс): "Алиса" |
- Похвалите меня? | Л. 8 лет (1 класс): "Вы лучше моей учительницы знаете математику: она всё время подсматривает в учебник, а Вас я вообще с учебником не видел." | Т. 8 лет (1 класс): "Вы умная." |
Разговор о бесконечности | Р. 8 лет (2 класс): "Бесконечно большой шар будет бесконечно много весить" | Я. 8 лет (1 класс): "Вселенная бесконечна" |
Отзывы о занятиях
Большое спасибо родителям, которые написали отзывы о занятиях на бумаге от руки и, тем самым, оттачивали свой ум.
Реалии современности таковы, что печатаем мы чаще, чем пишем от руки. Между тем, только через механическое письмо задействуются различные зоны мозга.
«Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy), профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума»
"Спасибо огромное за занятия! Дочка посещает их с большим удовольствием. Математика ассоциируется у неё с весёлыми и познавательными играми. Теперь дома мы играем в то, чем занимались в группе: проводим оси симметрии, строим фигуры из памяти, играем в танковый бой. Здорово, что в нашем доме поселилась математика. Хочу выразить особую благодарность Вам как чуткому и внимательному преподавателю, а также отметить, что благодаря Вашему сайту я узнала много новой и полезной информации.
Спасибо!"
Мама дочки 4,5 лет
"Мой сын, 6 лет, посещает кружок по Звонкину. Очень доволен и сын и я. Ребёнок получает "нестандартные" знания в игровой форме. Я сама открываю для себя математику совершенно с другой стороны, плюс возможность увидеть ребёнка по-новому. Стала больше обращать внимание на его способности, мышление. А ещё можно получить консультацию Надежды Владимировны как психолога.
Всё замечательно!"
Мама сына Никиты
15.02.2016
Трудности | Причины трудностей |
Трудности при выполнении цепочки действий (многоходовки) | Отсутствие навыка планирования и предвидения |
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость, нарушение последовательности действий | Отсутствие регуляции действий, морфофункциональные особенности |
Затруднения при усвоении правильного начертания цифр (букв) | Отсутствие ориентировки |
Затруднения при выполнении заданий для самостоятельной работы, при применении каких-либо правил | Отсутствие умения действовать по вербальной инструкции, по правилу, заданному вербально или наглядно |
Трудности | Причины трудностей |
Не понимает математические отношения (больше, меньше, равно). | Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же) |
Не владеет операцией взаимно-однозначного соотнесения. | Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же) |
Испытывает трудности при сравнении множеств, чисел | Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же) |
Пересчитывает не все объекты при сосчитывании множества | Не сформировано чувство числа |
С трудом усваивает состав числа | Не сформировано чувство числа |
При разделении числа на составляющие теряет целое значение | Не сформировано чувство числа |
Трудности при разложении числа на удобные для вычисления части | Не сформировано чувство числа |
Ошибки в операциях сложения, вычитания | Не сформировано чувство числа |
Затруднения при определении места числа в ряду | Не сформировано чувство числа |
Ошибки при пересчете объектов | Не сформировано чувство числа |
Трудности при усвоении таблицы умножения | Не сформировано чувство числа |
Трудности при выполнении заданий на классификацию, сериацию, сохранение, транзитивность | Не сформирован навык сравнения, анализа, синтеза |
Трудности при решении арифметических задач (трудности выделения данных и отношений между ними; трудности выделения отношений между данными и вопросом; трудности в выстраивании логики рассуждений, порядка действий) | Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же), не сформирован навык сравнения |
Неумение определить недостаток или избыток данных | Не сформирован навык сравнения, анализа, синтеза, обобщения |
Непонимание математических схем и рисунков к задачам (трудности в составлении выражений по условию задачи) | Не сформирована символическая функция |
Трудности | Причины трудностей |
Затруднения в проведении линий заданной формы (линия неровная, с углами, прерывается) | Не сформирована зрительномоторная координация |
Не может соединить ровной линией объекты | Не сформирована зрительномоторная координация |
Не ориентируется в пространстве листа | Не сформировано восприятие положения в пространстве |
Не справляется с заданиями на преобразование, поворот фигур | Не сформированы проективные пространственные отношения |
Дискалькулия, дислексия, зеркальность, не выполнение ритмических рисунков (ритмических заданий (ритм и рифма в стихах)) | Морфофункциональные особенности (незрелость, нарушение межполушарного взаимодействия и т.д.) |