ЧУВСТВО ЧИСЛА (5+, 6+)

Таланты и способности ребёнка многомерны, именно поэтому столь непросто спроецировать их на реальный мир.

При сформированном чувстве адекватности представление человека о реальном мире адекватно отражает его познавательную деятельность.

Мнение ребенка должно иметь в своей основе факты и содержать веские доказательства.

#ПознавательнаяДеятельность #НаучныйМетод #СистемныйПодход #ЧувствоЧисла #ЧувствоЦвета #ЧувствоФормы #ЧувствоПротяженностиПространства #ГеометрияБудущего
В шестом-седьмом классе ребёнок может начать самообразование и начать работу в проектной команде.
Для этого в четвертом-пятом классах ребёнок должен научиться разбирать логику текстов и письменно излагать свои мысли.
Для этого во втором-третьем классе ребёнок должен научиться выделять смыслы в текстах и вставать на разные точки зрения.
Для этого в дошкольном возрасте (5+) ребёнок должен а) узнать, что время одиночек прошло - результаты делаются в команде; б) развивать чувство адеквантности (чувство числа, геометрические представления, логика); в) научиться регулярно предъявлять собственные результаты.
Поздно спохватываться во втором классе!
От первоклассника НЕ требуют результата, даже сперва не ставят оценки, а потом школа начинает требовать выполнения сложной учебной деятельности. Ребенок оказывается не готов, и первый провал ожидает детей в конце первого класса – двойки по итоговым контрольным.
Уже к концу первого класса некоторые дети отличаются от других по способности решать задачи: выделяется группа детей, которые учиться не могут, не умеют и поэтому не хотят.
В Германии после четвертого класса по оценкам, дети распределяются по трем уровням школ. Часть детей в 10 лет уходят в слабые школы, где они не получат среднего образования и смогут в дальнейшем рассчитывать только на рабочую специальность низкой квалификации. Перейти в сильную школу можно, но требует дополнительных усилий, времени, денег – потому что уровни знаний в школах кардинально отличается.
Одни дети к 8 годам УЖЕ качественно отличаются от других!
- одних детей научили решать сложные контринстинктивные задачи в несколько ходов. Этих детей Игорь Леонардович назвал длинноходовщиками.
- других детей НЕ научили а) решать задачи, б) решать задачи в несколько ходов.
Ограничения

С высокой долей вероятности, ребёнок не захочет работать в коллективе математического кружка, если

1.  Ребёнку поставлен диагноз СДВГ

На занятиях работа идёт в коллективе, собранном из ярких детских индивидуальностей. При этом свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого ребёнка. На занятиях дети учатся договариваться, уважать друг друга, учитывать границы всех участников кружка, отделять эмоциональную реакцию от фактов.

С одной стороны, гиперактивным детям полезно учиться соблюдать границы и работать по правилам в коллективе, а с другой стороны - им, учитывая их ранимость, будет сложно противостоять коллективу, который не пойдёт на поводу обиды ("эмоционального Я") одного участника. Этот один ребёнок далее в кружок (т.е. в коллектив, диктующий правила) ходить не захочет. 

2.  Ребёнок уверен, что он "хорошо" знает математику (обычно это означает, что ребёнок мало ошибается при выполнении простейших арифметических операций в пределах первого десятка), сравнивая себя со "слабыми" сверстниками

На занятиях "хорошо" знает математику тот, кто выполняет домашнее задание. Последовательное выполнение домашнего задания закрепляет умения, полученные на занятии. 

Дети, которые изначально уверены, что с математикой у них всё отлично (на фоне, например, своей детсадовской группы), неприятно поражаются тому, что в коллективе математического кружка есть и другие дети, которые НЕ хуже умеют считать. Даже если таких детей на первом занятии нет, к 10-му занятию выполняющие домашнее задание дети перегоняют "хорошо" знающих математику, но не делающих домашнее задание.

Удар по чувству собственной важности зело болезненный для ребёнка. Осознав, что он перестал быть лучшим, ребёнок далее в кружок ходить не захочет. 

Занятия в математическом кружке учат
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Обработка видео...


Язык математики - это способ организации и упорядочения информации, анализ и исследование фактов, свобода от стереотипов и пр.
«Быстрота соображения, отбрасывание тривиального, острота схватывания, склонность к абстракции – все это важно для математика, и это можно увидеть в юном возрасте. Но, пожалуй, это не безусловно обязательные признаки, хотя и важные. Но более глубокие признаки склонности к математике кроятся в характере мышления и в фантазиях ребенка. Я думаю, что, несомненно, есть какие-то типичные черты общего мышления, которыми обладают те, кто уже стал профессиональным математиком, хотя они могут встречаться и раньше. Например – острое чувство тривиальности. Математик, как правило, отличает, даже если речь идет совсем не о математике, содержательное высказывание от тавтологического, нетривиальное от банального. [...] Можно сказать, что математик инстинктивно требует доказательств». Анатолий Моисеевич Вершик (источник: http://polit.ru/article/2013/02/25/vershik1/)  
1. Спокойно относиться к неудачам: сомневаться, ошибаться, осознавать свои ошибки и исправлять их. 
2. Давать определения: относить предмет к множеству и выделять признаки.
3. Задавать уточняющие вопросы, проясняющие непонимание, неизбежно возникающее из-за асимметричного дуализма языкового знака. Математическая польза состоит в развитии способности формулировать правильные вопросы.
4. Искать контрпримеры и опровергать теории. Подтверждающие примеры доказывают лишь справедливость частного случая. Достаточно одного контрпримера, чтобы опровергнуть всю теорию. 
5. Определять границы области достоверного и невозможного, оценивать следствия.
6. Группировать и находить целое, классифицировать и определять структуру, отбрасывать несущественные данные и обнаруживать взаимосвязи между оставшимися параметрами.
7. Работать в команде: соблюдать коллективную этику.

Возможные направления развития:

ИНЖЕНЕРИЯ 

✔ Умение принимать решения в условиях непредсказуемости. Т.е. умение измерять (выражать величиной совокупность снижающих неопределенность наблюдений).
✔ Результативность в выбранном направлении (предъявление промежуточных результатов).
✔ Умение соответствовать разным ролям в инженерных командах (множественное число). Т.е. коммуникационные навыки, способность воспринимать критику, умение работать в разных рабочих ролях, в разных командах и знать свою сильную роль. 
✔ Общие знания. Незнание основ математики и физики сильно затрудняет результативность (приходится слишком во многом разбираться с нуля и терять время). 
✔ Основы предпринимательства Одна из ролей в команде - популяризатор инновационных продуктов. 
✔ Умение продолжать Дело после неудач. Восстанавливаться, собираться и продолжать. 

Рассуждают дети: лисята 5+ и НЕ лисята 8+:

Вопрос ЛИСЯТА Дети приходят в 8 лет
- Кем ты хочешь работать, когда вырастешь? С. 5 лет, рассказывает мама:  "Мы ехали на занятия, и я поинтересовалась кем С. хочет стать когда вырастет, может быть, преподавателем или музыкантом. С. сказала: "Я же говорила, что ветеринаром и буду лечить всех животных бесплатно и бездомных тоже". Тогда я спросила, как же она будет приобретать лекарства на лечение, если станет работать бесплатно. И она ответила: "Тогда я буду лечить всех животных у которых есть хозяева за 1 рубль и лечить всех хорошо. Это дёшево и все будут приходить именно ко мне. И я смогу лечить бездомных животных." С. 8 лет (3 класс): "- Я хочу стать изобретателем. - Что ты уже изобрёл? - Я в 1 классе ходил в кружок конструирования. - Что вы там делали? - Не помню. - А сейчас ты изобретаешь? - Нет. - Но ты хочешь стать изобретателем? - Да."
- Кто-нибудь в твоём классе знает математику лучше тебя? К. 7 лет (1 класс) : "Я думаю, это... учительница." И. 8 лет (1 класс): "Никто"; Л. 8 лет (2 класс): "Алиса"
- Похвалите меня? Л. 8 лет (1 класс): "Вы лучше моей учительницы знаете математику: она всё время подсматривает в учебник, а Вас я вообще с учебником не видел." Т. 8 лет (1 класс): "Вы умная."
Разговор о бесконечности  Р. 8 лет (2 класс): "Бесконечно большой шар будет бесконечно много весить" Я. 8 лет (1 класс): "Вселенная бесконечна"

Отзывы о занятиях

Большое спасибо родителям, которые написали отзывы о занятиях на бумаге от руки и, тем самым, оттачивали свой ум.

Реалии современности таковы, что печатаем мы чаще, чем пишем от руки. Между тем, только через механическое письмо задействуются различные зоны мозга.
«Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy)
, профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума» 

 

"Спасибо огромное за занятия! Дочка посещает их с большим удовольствием. Математика ассоциируется у неё с весёлыми и познавательными играми. Теперь дома мы играем в то, чем занимались в группе: проводим оси симметрии, строим фигуры из памяти, играем в танковый бой. Здорово, что в нашем доме поселилась математика. Хочу выразить особую благодарность Вам как чуткому и внимательному преподавателю, а также отметить, что благодаря Вашему сайту я узнала много новой и полезной информации. 
Спасибо!"

Мама дочки 4,5 лет 

 

"Мой сын, 6 лет, посещает кружок по Звонкину. Очень доволен и сын и я. Ребёнок получает "нестандартные" знания в игровой форме. Я сама открываю для себя математику совершенно с другой стороны, плюс возможность увидеть ребёнка по-новому. Стала больше обращать внимание на его способности, мышление. А ещё можно получить консультацию Надежды Владимировны как психолога.
Всё замечательно!"

Мама сына Никиты 
15.02.2016

Описание изображения

Описание изображения

Проявления нарушений познавательной деятельности детей 5-6 лет:
Трудности Причины трудностей
Трудности при выполнении цепочки действий (многоходовки) Отсутствие навыка планирования и предвидения
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость, нарушение последовательности действий Отсутствие регуляции действий, морфофункциональные особенности
Затруднения при усвоении правильного начертания цифр (букв) Отсутствие ориентировки
Затруднения при выполнении заданий для самостоятельной работы, при применении каких-либо правил Отсутствие умения действовать по вербальной инструкции, по правилу, заданному вербально или наглядно
Базовый математический компонент
Трудности Причины трудностей
Не понимает математические отношения (больше, меньше, равно). Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же)
Не владеет операцией взаимно-однозначного соотнесения. Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же)
Испытывает трудности при сравнении множеств, чисел Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же)
Пересчитывает не все объекты при сосчитывании множества Не сформировано чувство числа
С трудом усваивает состав числа Не сформировано чувство числа
При разделении числа на составляющие теряет целое значение Не сформировано чувство числа
Трудности при разложении числа на удобные для вычисления части Не сформировано чувство числа
Ошибки в операциях сложения, вычитания Не сформировано чувство числа
Затруднения при определении места числа в ряду Не сформировано чувство числа
Ошибки при пересчете объектов Не сформировано чувство числа
Трудности при усвоении таблицы умножения Не сформировано чувство числа
Трудности при выполнении заданий на классификацию, сериацию, сохранение, транзитивность Не сформирован навык сравнения, анализа, синтеза
Трудности при решении арифметических задач (трудности выделения данных и отношений между ними; трудности выделения отношений между данными и вопросом; трудности в выстраивании логики рассуждений, порядка действий) Не сформированы базовые математические отношения (больше меньше, равно не равно, столько же), не сформирован навык сравнения
Неумение определить недостаток или избыток данных Не сформирован навык сравнения, анализа, синтеза, обобщения
Непонимание математических схем и рисунков к задачам (трудности в составлении выражений по условию задачи) Не сформирована символическая функция
Графические представления
Трудности Причины трудностей
Затруднения в проведении линий заданной формы (линия неровная, с углами, прерывается) Не сформирована зрительномоторная координация
Не может соединить ровной линией объекты Не сформирована зрительномоторная координация
Не ориентируется в пространстве листа Не сформировано восприятие положения в пространстве
Не справляется с заданиями на преобразование, поворот фигур Не сформированы проективные пространственные отношения
Дискалькулия, дислексия, зеркальность, не выполнение ритмических рисунков (ритмических заданий (ритм и рифма в стихах)) Морфофункциональные особенности (незрелость, нарушение межполушарного взаимодействия и т.д.)