Первый год занятий (5+)
в математическом клубе ЛИСА
Часть I. Первое полугодие
Занятия в математическом клубе ЛИСА проходят один раз в неделю. В группе обычно 4-6 детей. На дом выдается домашнее задание.
ВСЕ фотографии, использованные в данной статье, сделаны в математическом клубе ЛИСА на занятиях с пятилетними детьми.
Дети приходят в математический клуб ЛИСА, не умея держать в руках карандаши. Первый год занятий мы пишем трёхгранными карандашами. Родители дома следят, чтобы дети правильно держали карандаши. Лучше сразу поставить правильный захват, чем потом переучиваться.
Если в этот момент НЕ проследить за тем, как дети держат карандаши, навык закрепляется, и дети держат карандаши как научились (на моей памяти никто не переучился - как начали держать, так и продолжили держать). На следующих фотографиях: дети учатся в 3 и 1 классах. Как научились держать ручку - так и держат.
Первые занятия посвящены правильному написанию цифр и составу чисел первого десятка. В это время мы рассказываем и рисуем числовые сказки, работаем с мозаиками, счетными палочками и множеством других пособий. Самая большая трудность для детей: а) запомнить правильную ориентацию цифр (в какую сторону пишем); б) правильный порядок написания (например, когда "1" дети пишут снизу вверх).
В это трудное время родителям приходится сидеть рядом с детьми дома, когда дети пишут цифры, водить вместе с ними рукой по бумаге, чтобы поставить правильный навык.
В математическом клубе ЛИСА много пособий. В первое время детям предлагаются разнообразные мозаики.
Иногда детям сложно нарисовать цифру, используя определенную мозаику. Абстрактный образ цифры не рисуется :)
Детям приходится на занятиях разговаривать как с преподавателем, так и друг с другом. Обнаруживается разный словарный запас детей, разная сложность мира. Это нормально, дети разные. Одна из педагогических задач на занятиях: познакомить и синхронизировать коллектив детей, чтобы они начали понимать друг друга, понимать "языки", на которых они друг с другом разговаривают.
На занятиях дети учатся не только писать и считать. Дети учатся сравнивать (находить различие и сходство). Сравнение - это важная операция для развития понятийного мышления.
Правильному написанию цифр детей надо учить, многократно повторять и корректировать. Быстрее запомнить написание цифр получается у детей, которым дома помогают родители.
На занятиях мы находимся в рамках научного подхода (математика - это язык науки). Поэтому дети приучаются сначала наблюдать, потом строить гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы. Следующие две фотографии иллюстрируют, как дети нашли интервал и повороты, которые позволят при опрокидывании одной плашки уронить всю конструкцию. Не у всех детей это получилось. Тогда, после удач (и неудач), дети предложили систему построений (махали руками и показывали "на пальцах"): должно быть так, а так не получается. В результате уронить плашки получилось у каждого.
Проговаривание и осмысление своих действий - важный момент занятий. Необходимо сказать так, чтобы поняли, и понять, что сказали другие.
Важно учить детей "распечатывать" образы из головы и показывать свои представления другим детям.
На занятиях мы делаем оригами. Сложить из бумаги фигурку - трудная деятельность для пятилетних детей. Вот раскрашивать получившиеся фигурки детям в удовольствие.
Запомнить написание цифр - дело непростое.
На каждом занятии дети пишут проверочную: показывают, что они сделали дома.
Родители отмечают, что дети не хотят пользоваться ни счетами, ни пальцами, поэтому при выполнении домашней работы приходится сидеть рядом и показывать на своихх руках, на своих пальцах - работать рядом с детьми и за детей.
Для того, чтобы выполнять домашние задания, родителям необходимо создать ребёнку несколько условий:
1. Регулярность.
Определите время, когда удобно заниматься. Поставьте на это время будильник. Скажите ребёнку, что в это время у вас занятия и будут они продолжаться 5-10 минут. Каждый день.
2. Присутствие взрослых рядом с ребёнком.
Это совместное время занятий. Родители и дети пишут месте. Если надо - родители держат карандаш поверх того места, где держит ребёнок. Родители загибают пальцы вместе с ребёнком.
Таким образом, родители, для которых приоритетны занятия детьми математикой, формируют у детей привычку:
- заниматься каждый день;
- каждый день выделять время для занятий.
На занятиях мы играем в математические игры, доступные для малышей: "3 в ряд", "4 в ряд", "Крестики-нолики".
Есть, конечно, в математическом клубе ЛИСА и другие математические игры, в них мы тоже играем.
На занятиях мы рассказываем и рисуем сказки. В сказках много математических и общечеловеческих понятий.
Сказка "3 медведя"
Сказка "Репка"
Сказка "Семеро козлят".
Мы знаем из истории математики, что сначала "много" было "три". Потом много - это "семь". Помните пословицы "семеро одного не ждут", "один с сошкой, семеро с ложкой", "семь раз отмерь, один раз отрежь" и пр. Когда дети стали рисовать семерых козлят, то немедленно утомились. Оказалось, что "7" - это реально много.
Писать цифры правильно не перестает быть сложным. Надо следить, что написание "5" не начинается с хвостика, и соображать, в какую стороны пишутся "5" и "6".
На занятиях мы говорим и о том, что происходит, если на проверочной подсказывать соседу. Нет доблести в подсказках. Во-первых, подсказки сбивают с мысли. Во-вторых, если сосед собирается списывать, он не будет слушать - он просто посмотрит в чужие работы.
Перед новым годом (прошло три месяца занятий) дети уже умеют сравнивать отрезки по длине.
Итак, лиха беда начало. Дети уже умеют писать цифры от 0 до 7 и выполнять арифметические операции с числами от 0 до 7.
Они учатся выражать свои мысли понятно для остальных детей и экологично (без истерик и обид) играть в математические игры.