Первый год занятий (5+)
в математическом клубе ЛИСА
Часть II. Второе полугодие
После нового года мы продолжили изучать цифры и дошли до числа 10.
ВСЕ фотографии, использованные в данной статье, сделаны в математическом клубе ЛИСА на занятиях с пятилетними детьми.
По-прежнему детям сложно правильно писать цифры, нужно постоянно повторять.
Мы продолжаем работать с бумагой, развивать пространственное геометрическое воображение.
Для того, чтобы учить детей сравнивать, необходимы задания, связанные с необходимостью сравнивать.
В этом пособии детям необходимо построить фигуру из констркутора, которую они видят на рисунке.
В следующем пособии детям необходимо подобрать длину палочки так, чтобы палочка закрыла нарисованный на бумаге отрезок.
Дети считают на счетах и на пальцах, потому что одновременно с этим заняты важным делом - они мысленно простраивают числовой луч первого десятка. Чтобы сравнить отрезки на глаз, нужно считать. Если не считать, нужный отрезок найти сложно. Не сразу дети справляются с этим заданием, найти все соответствующие нарисованной длине отрезка палочки они не могут. Не так просто подобрать правильную деревянную палочку по размеру. Приходится переделывать многократно.
Задания на развитие пространственного воображения вызывают у детей трудность.
На занятиях мы говорим не только о математике, но и о том, как представления человека меняются со временем. Например, как небосвод представляли древние люди. Мы посмотрели на картину из сюжета "Калевала" ("Ильмаринен кует месяц. Из-под молота вылетают искры и зажигаются звездами на небосклоне.") и смоделировали свои картины.
Самое сложное для детей: наблюдать за тем, что творится вокруг них. Дети ещё не вышли из эгоцентрического возраста, кажется, что мир вращается вокруг них и все происходит так, как они себе представляют. Поэтому одним из заданий для них было такое: нарисуйте небо. Все дети нарисовали голубое небо.
В ведь небо не только голубое. Дети нарисовали стереотипное представление о небе - оно голубое.
Когда мы выглянули в окно, оказалось, что небо серое. Еще чуть-чуть, и оно станет черным. Где же ваше голубое небо?
Дети вспомнили, что небо бывает оранжевым, и сиреневым. И белым. Они хотели перерисовать свои картины - ведь цветных карандшей на столе было много, но им было дано другое задание: нарисовать звездное небо. Тут некоторые дети развернулись.
На занятиях мы время от времени рассказываем и рисуем сказки. В сказках раскрывается много математических и общечеловеческих понятий.
Сказка "Козленок, который считал до десяти". В сказке десять персонажей. Дети, смотря на чистый лист бумаги, должны были, еще до рисования, мысленно распределить 10 героев так, чтобы каждому на листе нашлось бы место. Не так легко держать в уме 10 героев.
Подытоживая первый десяток, мы продолжили работать над правильным написанием цифр и вспомили, на что похожа каждая из цифр. "2" - на лебедя. А остальные цифры?
Перейдя к числу 10, мы разбираем, что такое "цифра" и что такое "число": цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 записываются числа.
Дети не должны путать эти понятия. В математика важна ясность.
Вот так выглядят работы детей, которым потребоавлся год, чтобы освоить операции сложения и вычитания в первом десятке.
Это апрель, близок конец первого года занятий в математическом клубе ЛИСА.
Кстати, как только мы разобрались с первым десятком, наши сказки усложнились. Сказки становятся хитрыми. Нужно не сколько посчитать, сколько разобраться и предложить свой вариант. Перед вами рисунки детей после разбора чувашской народной сказки "Лиса-плясунья". Старик поймал лисицу, чтобы сделать себе шапку. Лисе нужно выбраться из избы - и она стала плясать, веселить старика со старухой...
В конце первого года занятий пятилетних детей в математическом клубе ЛИСА дети перешли по счету во второй десяток. Впереди у детей было лето, знания и навыки должны были отлежаться.
Интересно, какие примеры теперь кажутся детям сложными?
Так был закончен первый год занятий пятилетних детей в математическом клубе ЛИСА.
За год дети научились:
- правильно держать в руках карандаши;
- писать все цифры (некоторые дети начали писать ВСЕ цифры правильно);
- освоили операции сложения и вычитания в первом десятке через счет посредством счетов и пальцев (и начали осваивать счет с переходом через демяток);
- уважительно и правильно вести себя в коллективе и во время коллективных игр;
- переделывать свою работу для исправления результата;
- регулярно делать домашние задания.