Набор детей 5 и 6 лет в новые группы
Начало занятий: сентябрь 2024
Математика для детей 5+ , г. Санкт-Петербург
Руководитель: Надежда Владимировна Братчикова
Тел. +7 (812) 954-55-44
Адрес: СПб, ул. Подвойского 13/2, центр «Искусство Мыслить Активно»
Родители будут включены в групповое обсуждение VK (с преподавателем и родителями группы ребенка) и смогут задавать вопросы.
Продолжительность занятия: 50 минут
Состав группы: 4-6 детей
Очевидные плюсы: ребёнок опередит школьную программу
Очевидные минусы: ребёнок опередит школьную программу
Цели занятий математикой:
1. Обучающая цель: новый для детей материал (количественное сравнение (развитие "чувства числа") через измерение, шкалирование; построенине элементарных геометрических понятий (точка, линия и т.п.)). Новые понятия вводятся сначала на интуитивно-наглядном уровне.
2. Развивающая цель: навыки и умения (решать задачи, уважительно общаться с коллективом детей, спокойно выигрывтаь и проигрывать в коллективных играх и пр.).
3. Воспитательная цель: развитие понимания того, что сложные проблемы, учитывая имеющиеся правила, можно разложить на ряд простых; формирование привычки делать домашнее задание и предъявлять результаты работы (проверочные, контрольные).
Воспитание - это организация жизни ребёнка. Необходимо "создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек" (Макаренко А.С. Собрание сочинений в 8тт. – М.: 1983 – 1986. Т.7. - С.39)
На уроках математики дети развивают:
- внимание;
- терпение;
- коммуникативные способности (слушать, понимать, помогать, содействовать, возражать, спорить);
- умение логически рассуждать;
- умение алгоритмизировать задачи для последующего решения;
- умение моделировать ситуации;
- индуктивное мышление;
- дедуктивное мышление;
- критичность мышления.
На уроках математики необходимо развивать жизненно необходимые навыки:
- "Перспективного устремления" по А.С.Макаренко (постановку ближних, средних, дальних целей и "смыслов на каждой "линии" жизненных перспектив", это основа для последующей возможности ставить множество независимых и глобальныз целей).
- Вхождения в разные роли (и деятельности) и выхода из них по И. Л. Викентьеву.
- Наблюдения (в первую очередь за собой).
- Заботы о других людях и о мире (не для себя, а для более важного).
- Внимания и сосредоточения.
- Эмоциональной сферы ребёнка (научить ребёнка видеть, слышать, адекватно понимать другого человека).
- Самоконтроля и волевой сферы ребёнка.
ДВА способа записаться в кружок
Позвонить по телефону
8 (812) 954-55-44
Методические принципы преподавания математики детям:
- Изложение материала: движение от простого, частного, к общему, более сложному, повторение пройденных тем.
- Новая информация должна быть разбита на минимально возможные порции информации, каждая порция должна быть проработана.
- Стратегически важный материал и необходимые для обучения навыки должны отрабатываться до 100% усвоения.
- Усвоение полученного материала должно непрерывно контролироваться (обратная связь от родителей, проверочные и пр.).
Причины неуспеваемости детей по математике:
1. Пропуск (незнание) даже одной темы достаточен для потери смысла.
Поэтому родители участников математического клуба ЛИСА включены в чат, в котором публикуются фрагменты занятия, реакции детей, исправляются ошибки, есть возможность задавать вопросы. Даже если ребенок болеет - он не выпадает из группы.
2. Способности к освоению математики перекрывает навешание ярлыков ("двоечник").
Смысл развития не в получении оценки, а в нахождении и обязательном исправлении ошибок.
3. Уменьшение количества часов занятия математикой.
Поэтому необходимо делать домашние задания.
Родители имеют возможность наблюдать за занятием из коридора - дверь в помещение, где занимаются дети, всегда открыта, в коридоре можно поставить табуреточку.
Если вы решили остаться на занятии и понаблюдать (не вмешиваясь и не поправляя своего ребенка - удержаться подсказывать своему ребенку очень сложно), то рекомендую оценить занятия по следующим критериям:
- Уровень владения преподавателя предметом в целом.
- Общая эрудиция преподавателя и эрудиция по предмету (наличие исторических справок).
- Язык преподавателя.
- Свобода владения терминологией а) преподавателем; б) детьми.
- Научность изложения материала преподавателем.
- Наличие обратной связи от преподавателя.
- Темп занятия.
- Загрузка детей на занятии.
- Вовлечённость детей в работу на занятии.
- Элементы индивидуального подхода на занятии.
- Нормы домашнего задания.
ОТВЕТЫ на вопросы родителей

Заметка "О важном шаге родителей пятилетних детей": (читать на сайте издательства LIVREZON) https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-25-o-vajnom-shage-roditelei-pyatiletnih-detei
1. Что заставляет родителей искать математический кружок?
2. Какие приёмы заложены в методике преподавания математики для пятилетних детей?
3. В чем состоит математическое творчество?
1. "Есть ли у моего ребёнка математические способности?"
Вопрос в том, что мы понимаем под "математическими способностями", какова динамика их становления и контрольные точки (возраст ребёнка), в которых "способности" проявляются.
Математические способности по академику А.Н. Колмогорову:
"А.Н. Колмогоров говорит ... о составе математических способностей, выделяя в этой связи:
1) способность умелого преобразования сложных буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила, или, как это принято называть у математиков, вычислительные или "алгоритмические" способности;
2) геометрическое воображение или "геометрическую интуицию";
3) искусство последовательного, правильного расчлененного логического рассуждения; в частности, хорошим критерием логической зрелости, совершенно необходимой математику, является понимание и умение правильно применять принцип математической индукции."
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под редакцией Н.И. Чуприковой. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. - с.72
2. "Зачем нужны домашние задания?"
1) От выполнения ребенком домашних заданий зависит скорость формирования навыка количественного сравнения (т.е. навык количественного сравнения коррелирует с навыком трудолюбия).
2) Развитие способностей (в т.ч. математических) детей связано с образованием у детей множества привычек. Одна из них состоит в регулярности получения промежуточных результатов и их предъявление.
«Торндайк показал: Развивать сознание значит развивать множество частичных независимых друг от друга способностей, образовывать множество частичных привычек».
Л.С.Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство, 1935 г. - с.9
3. "Как заставить ребёнка делать домашнее задание?"
Собственным примером, присутствием рядом с ребёнком. Вам придётся вступить с ребёнком в конфликтную ситуацию - ситуацию переговоров.
Переговоры могут быть направлены на поиск выгоды для обеих сторон, а могут нести сдерживающую угрозу...
"В воспитании детей ярко проявляются некоторые аспекты сдерживания:
✔ важность рациональности и самодисциплины того, кого сдерживают,
✔ способность понимать услышанную угрозу и способность выделять её среди информационных помех и шума, а также
✔ решимость угрожающего воплотить угрозу в случае необходимости - и, что более важно,
✔ убежденность того, кому угрожают, в том, что угроза будет исполнена.
Существует аналогия между угрозой ребенку со стороны родителя и угрозой, которую богатая патерналистская страна адресует слабому и дезорганизованному правительству бедной страны, скажем, расширяя иностранную помощь и требуя в обмен на это "разумной" экономической политики или военного сотрудничества".
Томас Шеллинг. Стратегия конфликта. - М.: ИРИСЭН, Социум, 2016. - с.23-24
Использование сдерживающей угрозы для дошкольников НЕ эффективно по следующим причинам:
1. Дети только учатся самодисциплине, они не рациональны.
2. Дети активно пользуются самой первой сформировавшейся у них психологической защитой "Отрицание".
3. Родители сострадательны и мягкосердечны.
4. Дети привыкли, что родители не выполняют обещанные угрозы.
Поэтому рекомендую НЕ пользоваться угрозами при убеждении ребёнка выполнять домашнее задание.
4. "Не рано заниматься математикой с детьми 5-6 лет? Почему бы не подождать до школы?"
Ответ 1: Чтобы не терять времени. У вас ВСЕГО 4 ГОДА (5-9 лет)
После пяти с половиной лет, по Я.А. Пономареву, начинается интенсивное формирование способности действовать в уме.Именно эта способность лежит в основе отличия успевающих в школе детей от неуспевающих.Чем раньше (с 5-ти лет) ребенок начинает решать задачи для развития способности действовать в уме, тем легче ему учиться, тем интенсивнее будет развиваться абстрактное мышление.
В эсперименте 1961 г. участвовали 800 школьников начальных классов, и Я.А. Пономаревым был сделаны выводы:
1. К 4-му классу только половина учащихся достигает высших уровней развития способности действовать в уме, т.е. "Способ решения задач приближается к тому, который характерен для интеллектуально развитых взрослых. Действия систематичны, построены по замыслу, программированы развернутой программой, строго соотнесены с задачей и во всех случаях детерминированы ею." [Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967 - с.258]
2. Начиная с третьего класса (9 лет), к четвертому классу развитие способности действовать в уме существенно замедляется. Перестав тренировать способность действовать в уме, часть детей в 3-м и 4-х классах "либо совсем прекращает развитие, либо чрезмерно замедляет его. [...] Развитие некоторых детей, чаще всего тех, которые поступали в школу со сравнительно высокими показателями, в течение некоторого времени обучения в школе протекало успешно; однако затем оно неожиданно либо вообще прерывалось (дети при этом во всех других отношениях оставались совершенно нормальными, физически здоровыми), либо, более того, деградировало (но не больше, чем на один этап)." [Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967 - с.215, 230]
Итак, у ребёнка всего 4 года на то, чтобы довести способность действовать в уме до максимума, для того, чтобы в 12 лет он мог
✔овладевать знаниями любой степени сложности (при постановке логического генезиса знания);
✔ адекватно оперировать любыми усвоенными знаниями.
"Паук 🕷 совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове".
К.Маркс, Капитал, т.1, К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., изд.2, т.23, стр.189
Ответ 2: Это самый благоприятный, по Жану Пиаже, возраст для обучения ребенка: развивается интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
«Интуитивная стадия (от 4 до 7 лет) характеризуется интуитивным мышлением, доминированием восприятия и эгоцентризмом».
В возрасте 5 - 6 лет ребенок активно формирует мнение о мире, т.е. строит картину мира (представление о реальности, отражающее познавательную деятельность ребенка, которое наиболее соответствует поступающей информации, поступающей в мозг через органы чувств).
5. "Зачем математика моему ребёнку?"
1. Спокойно относиться к неудачам: сомневаться, ошибаться, осознавать свои ошибки и исправлять их.
2. Давать определения: относить предмет к множеству и выделять признаки.
3. Задавать уточняющие вопросы, проясняющие непонимание, неизбежно возникающее из-за асимметричного дуализма языкового знака. Математическая польза состоит в развитии способности формулировать правильные вопросы.
4. Искать контрпримеры и опровергать теории. Подтверждающие примеры доказывают лишь справедливость частного случая. Достаточно одного контрпримера, чтобы опровергнуть всю теорию.
5. Определять границы области достоверного и невозможного, оценивать следствия.
6. Группировать и находить целое, классифицировать и определять структуру, отбрасывать несущественные данные и обнаруживать взаимосвязи между оставшимися параметрами.
6. "Почему "ЧУВСТВО ЧИСЛА"? Мы сразу хотим конфликтологию!"
Первые блоки занятий - постановка навыка чувства числа и переход к уверенному счету (до 10-ти, до 20-ти, через 10-к), создание мысленной модели числовой прямой.
Нет основы - не на чем возводить фундамент геометрии и теории вероятностей.
7. "Зачем ходить на занятия? Можно ли заниматься самим дома?"
Можно. Найдите достойную методику, приготовьте стимульные материалы и учебные пособия, потратьте время на подготовку к занятию, наполните занятие интересными фишками (чтобы ребенок не зевал), и формируйте навык количественного сравнения самостоятельно.
8. "Ребёнок всё делает очень медленно (очень активный). Он сможет заниматься?"
Ребёнок может быть активным по следующим причинам:
1) Биологическая причина - районы коры, ответственные за внимание и саморегулирование, менее активны, чем другие. Т.е. ребёнок не может сосредоточиться (трудно удерживать внимание) => много и беспорядочно двигается. Вероятно, наши занятия ребенку с диагнозом СДВГ не подойдут.
2) Социальная причина - ребёнок делается неусидчивым исключительно на к-л занятиях (если, например, не понимает задания). Заниматься у нас сможет.
Кроме того: У разных детей - разные темпоритмы: одни дети быстро "загораются" и быстро теряют интерес, другие - долго "раскачиваются", а потом долго работают. На занятиях мы будем делать упражнения на переключение темпоритмов, и каждый из детей в течение занятия получит возможность делать всё как быстро, так и медленно.
«Р. Мейли (1961) /R/Maili/ в своем пособии по психологической диагностике высказывает мнение, что между способностью хорошо решать задачи и темпом деятельности нет соответствия. Он считает, что если испытуемый быстро решает простую задачу, то это еще не означает, что он будет хорошо решать сложную».
Сборник трудов по патопсихологии детского возраста. Иванова А. Я., Мандрусова Э. С. Directmedia, 2015 г. - с.152
9. "Дети будут всё занятие сидеть за партами и решать примеры?"
Деятельность, через которую дети обучаются – моделирующая (создание наглядных моделей, установление отношений между элементами модели):
1) сюжетно-ролевые игры;
2) продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, и пр.).
10. "Мой ребёнок не любит учиться, не хочет идти в школу. Что-то можно сделать?"
По Л.С. Выготскому игра является ведущей деятельностью в развитии ребёнка до 7-ми лет. Игра - это роли и переключения между ролями.
Переутомленные бесчисленными рабочими тетрадями, без оценки собственных результатов, без сравнения своих результатов с результатами коллектива, без коллективной мотивации, к 7-ми годам дети уже так набили оскомину, что далее "учиться" желания они не имеют.
Необходимо включать такого ребёнка в рабочую группу детей. Может "сработать" коллективная мотивация.
11. "Моему ребёнку 4 года, я хочу, чтобы он был умным. Почему кружок только для детей от 5-ти лет?"
До 5-ти лет главное, что могут сделать родители для развития интеллекта ребёнка - 1) любить, 2) организовать режим дня, 3) отдать в спортивную секцию (плавать, танцевать и т.п.). До 5-ти лет ребёнок ни физически, ни психологически не готов к ритму занятий кружка (за редким исключением).
Когда ребёнку исполняется 5 лет, его интеллект начинает активно заниматься формированием (очерчиванием границ) собственной картины мира. В картину мира им будет включено то, что описывается математическим языком. Например, если он в 5 лет не научится снижать неопределенность наблюдением, выраженном в количественных величинах (посредством измерения), с большой долей вероятности, к школе в его картине мира не будет способа справляться с тревогой неопределенности. Чем дальше по возрасту, начиная с 5-ти лет, тем у картины мира всё более и более жёсткие рамки, которые всё сложнее изменить.
Контрольный вопрос: Как Вы ведёте себя в ситуации неопределенности? Если безрассудно, значит, в возрасте 5-6 лет Вас не научили важным вещам.
12. "Мой ребёнок застенчивый. Он сможет заниматься?"
Можно сидеть с ребёнком рядом, на маленьком стульчике, столько занятий, сколько потребуется для того, чтобы ребёнок почувствовал себя безопасно в группе и мог оставаться на занятии один.
Время от времени родители привлекаются к занятиям, так что сидящие рядом мамы и памы - не редкость.
13. "Как часто нужно заниматься с ребёнком математикой?"
В группе: 50 минут, 1 раз в неделю.
Дома: Д/З - 10 минут, каждый день.
14. "Девочкам математика не нужна. Пусть ей мальчики занимаются!"
Очень может быть. Потому что:
1) Даже когда роботы начнут работать на НЕтворческих профессиях (водитель трамвая), работа мастера по маникюру точно останется человеческой профессией. Так что и без математики найдутся женские профессии.
2) Например, по вагонам метро ходят музыканты: саксофонистки, гитаристки, скрипачки и пр. Возможно, занятия музыкой в детстве в будущем поможет заработать мелких денег.
15. "У всех детей в группе будет результат?"
Результат будет у тех, кто выполняет д/з.
1) Мала вероятность, что в будущем ребёнку, вне учебы, потребуется брать определённые интегралы вручную.
А дисциплина ума, умение трудолюбиво безропотно выполнять множество скучных, однообразных действий, тренировка приоритета разума над желаниями в жизни всяко пригодится.
2) Базовый навык адекватности и здравого смысла - это, во многом, результат знания математики, это "рентгеновские" очки, сквозь которые видна структура мира.
16. "У старшего ребёнка проблема с математикой в школе. Что делать?"
Начинать с начала. С чувства числа.
17. "Детям нужны курсы "подготовка к школе" в школе?"
Если хотите научить ребёнка долго сидеть на стуле и привыкать к окружению средних детей.
Вспомните о знаменитом польском математике Стефане Банахе.
"У Банаха была одна излюбленная польская пословица: "Надежда - удел глупцов"
Улам С. Приключения математика. - Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2001. - с.51
18. "Что могут сделать родители сделать для развития ребёнка возраста 5-6 лет?"
Как минимум, научить ребёнка выделять события, которые наиболее существенно влияют на жизнь (при переходе дороги опаснее та машина, которая быстрее движется и т.д.). Как максимум, расставить семейные приоритеты: что полезнее дошкольнику: учиться красиво писать или точно оценивать ситуацию? Или и то, и другое? И пятое и десятое? От приоритетов и будет зависеть ответ на поставленный вопрос.
19. "Как научить детей принимать решения в условиях неопределенности?"
1) Развивать чувство числа.
2) Упреждающее мышление развивается в процессе практики и по мере накопления опыта, основанном на чувстве адекватности.
«Неопределенность в момент выбора характеризуется распределением потерь и выигрышей по исходам, связанным с каждой альтернативой. Вводя подходящую числовую характеристику этого распределения, мы получаем возможность упорядочения (сравнения) альтернатив.»
Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко / Введение в системный анализ. Москва «Высшая школа», 1989г. - С.233
ДВА способа записаться в кружок
Позвонить по телефону
8 (812) 954-55-44